?

Log in

No account? Create an account
Маргиналии о Барте von Николай Мальчевский - Примечания о несбывшемся [entries|archive|friends|userinfo]
Miranda

[ website | mirandalina.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Маргиналии о Барте von Николай Мальчевский [Mar. 31st, 2005|03:59 am]
Miranda
Замечательная статья о К. Барте, некоторые перлы просятся в анналы. :) Из перлов мне особенно понравился вот этот кусок:

О Боге, продолжает втирать Барт, “нельзя спекулировать”. Его надо “искать (так всё-таки искать? – Н.М.) только в книгах Ветхого и Нового Завета”, в Библии; а это “не философская, но историческая книга”, “книга о великих делах Бога, по которым Он познается” (с.43). Следует ли это понимать так, что в Библии зафиксированы все “дела” Бога, а то, о чём там не говорится, не имеет к Богу, опять-таки, “никакого отношения”? Именно так, заверяет Барт. О каких же “делах” идёт речь? По Барту, их три: 1. Творение; 2. Союз, в силу которого Бог стал “Богом маленького презираемого народа в передней Азии, Богом Израиля”; 3. Спасение, которое “одновременно было целью истории израильского народа”. Пустяковое сомнение – неужели все остальные народы жили вне всякого общения с Богом? – Барт не считает нужным даже упомянуть. Да этот вопрос и не имеет смысла, ибо Бог, по Барту, есть “Бог свободной любви”. В первый момент даже не приходит в голову придираться к этому, прямо скажем, не слишком удачному, выражению. Но жутковатый юмор “диалектической теологии” в том и состоит, что Барт придает словосочетанию “свободная любовь” тот же смысл, что и авторы книг о предметах другого рода: кого хочу, того и люблю. То, что Бог сосредоточил всю свою любовь на одном-единственном “предмете”, предоставив всем остальным народам тысячелетиями бесплодно “искать Бога в какой-то бесконечности”, представляется Барту вполне нормальным: такова “свободная любовь”.



Еще я сегодня узнала, что только в одной "Христианской догматике" Барта (13 томов, из них последний недописан, опубликован посмертно) содержится примерно 6 миллионов слов. Надо посмотреть, сколько томов составляет всё его наследие. Вот у Кьеркегора - 55... Говорят, по части графомании впереди планеты всей Ориген, при нем постоянно находились семеро писцов, которые поочередно сменяли друг друга. Интересно, как же все-таки сравнивают объем текста на древних папирусах с объемом текста печатных книг?
LinkReply