Miranda (mirandalina) wrote,
Miranda
mirandalina

Categories:

Размышления о тандеме надломленных душ

Ирвин Ялом прежде всего, наверное, имел в виду под "нецелостным, неполным человеком" тех, кто ходит к психотерапевту, своих пациентов. Конечно, сразу возникает вопрос: а те, кто не ходит - нормальные, целостные? Конечно, нет. Многие переживают свои драмы наедине с собой, или со своими друзьями. Некоторые живут в надломленном состоянии долгие годы (а если бы сходили к психологу или психотерапевту, то сократили бы этот срок). С другой стороны, для похода к психотерапевту требуется определенная смелость. Прежде всего - мужество признаться самому себе, что с тобой что-то не в порядке до такой степени, что требуется вмешательство специалиста. Это на Западе психотерапевты давно стали чем-то обыденным, у нас к этим врачам до сих пор много предубеждений, так что для россиянина, допустим, пойти на консультацию - это определенный шаг, ломка стереотипа.
Еще одна часть проблемы, разумеется, заключается в том, что граница между полноценным и "неполным" человеком размыта. У всех имеются психологические проблемы, и если они не видны "невооруженным глазом", то это не значит, что человек здоров и целостен. Он может хорошо прятать или сам не осознавать свою ущербность.
Далее, кого считать полноценным, во многом зависит от мировоззрения. Скажем, современная либеральная идеология настаивает на том, что в понятие "полноценности" входит также сексуальная раскрепощенность. А с точки зрения христианства это есть потворство страстям, нарушение гармонии.
Еще один аспект - это неверие многих современных людей (преимущественно атеистов) в то, что в жизни встречаются по-настоящему гармоничные люди. В то время как религиозное мироощущение включает в себя уверенность в том, что возможна святость (в зависимости от культа понимаемая по-разному).
И все-таки дискурс Ялома - светский. Если религиозный человек в состоянии надломленности может обратиться к Богу, и с Его помощью выбраться из болота (о том, какие трудности его здесь подстерегают, мы опускаем, в данном случае достаточно принципиальной возможности), то светский человек надеется только на людей: если сам себе он помочь не в силах, он пробует опереться на ближнего, который тоже может оказаться не в порядке (об этом случае и говорит Ялом). Тогда оба таких нецелостых человека только мешают друг другу. И лучше им сначала попробовать вылечиться, а потом уже строить что-то вместе.
В религиозном дискурсе, мне кажется, такой проблемы стоять не должно, так как если оба религиозны, то надеяться должны они только на Бога. Или, еще лучше, если "сломан" из них только один. Тогда второй "работает за двоих": молится не только о себе, но и о втором. Спасаются не по отдельности, а соборно, все вместе, своеобразная круговая порука. :)) И в таком сценарии есть свои сложности, но он выглядит оптимистичнее.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments