?

Log in

No account? Create an account
Размышления о тандеме надломленных душ - Примечания о несбывшемся [entries|archive|friends|userinfo]
Miranda

[ website | mirandalina.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Размышления о тандеме надломленных душ [Oct. 11th, 2005|08:58 pm]
Miranda
Ирвин Ялом прежде всего, наверное, имел в виду под "нецелостным, неполным человеком" тех, кто ходит к психотерапевту, своих пациентов. Конечно, сразу возникает вопрос: а те, кто не ходит - нормальные, целостные? Конечно, нет. Многие переживают свои драмы наедине с собой, или со своими друзьями. Некоторые живут в надломленном состоянии долгие годы (а если бы сходили к психологу или психотерапевту, то сократили бы этот срок). С другой стороны, для похода к психотерапевту требуется определенная смелость. Прежде всего - мужество признаться самому себе, что с тобой что-то не в порядке до такой степени, что требуется вмешательство специалиста. Это на Западе психотерапевты давно стали чем-то обыденным, у нас к этим врачам до сих пор много предубеждений, так что для россиянина, допустим, пойти на консультацию - это определенный шаг, ломка стереотипа.
Еще одна часть проблемы, разумеется, заключается в том, что граница между полноценным и "неполным" человеком размыта. У всех имеются психологические проблемы, и если они не видны "невооруженным глазом", то это не значит, что человек здоров и целостен. Он может хорошо прятать или сам не осознавать свою ущербность.
Далее, кого считать полноценным, во многом зависит от мировоззрения. Скажем, современная либеральная идеология настаивает на том, что в понятие "полноценности" входит также сексуальная раскрепощенность. А с точки зрения христианства это есть потворство страстям, нарушение гармонии.
Еще один аспект - это неверие многих современных людей (преимущественно атеистов) в то, что в жизни встречаются по-настоящему гармоничные люди. В то время как религиозное мироощущение включает в себя уверенность в том, что возможна святость (в зависимости от культа понимаемая по-разному).
И все-таки дискурс Ялома - светский. Если религиозный человек в состоянии надломленности может обратиться к Богу, и с Его помощью выбраться из болота (о том, какие трудности его здесь подстерегают, мы опускаем, в данном случае достаточно принципиальной возможности), то светский человек надеется только на людей: если сам себе он помочь не в силах, он пробует опереться на ближнего, который тоже может оказаться не в порядке (об этом случае и говорит Ялом). Тогда оба таких нецелостых человека только мешают друг другу. И лучше им сначала попробовать вылечиться, а потом уже строить что-то вместе.
В религиозном дискурсе, мне кажется, такой проблемы стоять не должно, так как если оба религиозны, то надеяться должны они только на Бога. Или, еще лучше, если "сломан" из них только один. Тогда второй "работает за двоих": молится не только о себе, но и о втором. Спасаются не по отдельности, а соборно, все вместе, своеобразная круговая порука. :)) И в таком сценарии есть свои сложности, но он выглядит оптимистичнее.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: linkeus_3
2005-10-11 08:18 pm (UTC)
Наверное для русских в массе приемлем только религиозный дискурс. Светский лишь вводит их в искушение. Может потому, что у человека для адекватного восприятия светских операций на уровне души должна была случиться определенного рода культурная дефлорация. Здравствуйте.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2005-10-11 10:00 pm (UTC)
Очень жизнеутверждающе Вы говорите. Что называть массой? Масса смотрит реалити-шоу и "Фабрику звёзд". Масса слушает Жасмин и "Виагру". Масса в провинции на короткой ноге с наркотиками, не говоря об исконно русской забаве - алкоголе. Масса находится в искушении, ага. Чтобы в массе пробудить религиозный импульс, нужно... чудо нужно, вот что. Нам второе десятилетие навязывают светские западные штампы, целое поколение на них уже выросло. Чтобы проникнуться русской религиозностью, нужна душевная работа. А это нынче не в чести. Отовсюду глядит магический подход к освоению реальности... Боюсь, русскую культуру уже давно лишили невинности.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vinnitch
2005-10-12 10:18 am (UTC)
Разговор переходит в несколько другое русло, чего я не предполагал вначале. Поначалу казалось, вся эта терминология с крыльями немного отдает маньеризмом, но -отнють и ага.
Во-первых, пустые люди, или люди, чувствующие пустоту внутри. С сочувствием о них говорить не стоит, поскольку они отлично устраиваются в этой жизни. Они обьединяются, замечательно находят общий язык на уровне чего где урвать и как замечательно провести время. Люди, чувствующие пустоту, руководят нами, поскольку они беспринципны и легко могут поместить в свою пустоту любое, коньюнктурно необходимое содержание...
Во-вторых, надломленные люди - это совсем другое. У пустых людей - там нечему ломаться. Но духовно надломленные люди, безусловно, друг другу не помощники. Я встречал сколько угодно, когда физически надломленные люди очень даже поддерживали друг друга, но духовно или морально надломленные - они обуза друг другу, это точно. Им лучше удалиться друг от друга.
О чем там был еще разговор? О России. Об этом можно говорить всю ночь напролет, сама понимаешь. Безусловно, сейчас все мы являемся свидетелями и участниками огромных перемен в стране. И эти перемены прежде всего духовного характера. Давать оценку этим переменам я не берусь, поскольку это жизнь, а жизнь всегда оказывается правой. Достоевский говорил о бесах вон когда, кто его услышал? Кому нужны оказались его слова? Мы можем только сказать, что сами испытываем, находясь в этом котле.
Извини, Мирандалина, мне пора уходить. Как-нибудь попозже.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2005-10-12 04:40 pm (UTC)
Да я и сама не знала, куда приведут размышления! :)) Просто вначале высказывание Ялома показалось мне чересчур категоричным и пессимистичным. Я подумала: да ведь вокруг - сплошь нецелостные люди, мне стало страшно от такого неутешительного приговора... Я сама чувствую себя надломленной, но жалости мне не нужно, я хочу быть достойной любви, но не могу поверить до конца в то, что мою душу можно любить и такую...

Мне кажется, если человек осознает пустоту внутри как нечто недолжное, то он небезнадежен. Другое дело, когда пустота считается чем-то само собой разумеющимся. Или отрицается ее наличие. В последних двух случаях результат действий - умножение зла.

Заходи еще, буду рада.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vinnitch
2005-10-12 05:19 pm (UTC)
Знаешь, это действительно нериторические проблемы. Мы говорим о целостности личности и о том, что есть люди, которые чувствуют в себе надлом. Адам и Ева в раю были именно целостными, а после изгнания - сама понимаешь.
Человек совестливый и чувствующий в этом мире не может быть полностью гармоничным, поскольку он не замыкается на одних только личных заботах. В таком человеке болит весь мир.
Кроме того я придерживаюсь точки зрения, высказанной Э. Фроммом, что человек становится человеком на протяжении всей своей жизни. То есть родившись,мы только формально люди, и чтобы стать человеком надо всю жизнь рождаться, становиться, то есть преодолевать в себе хаос.
И что ты так самокритична, у тебя повышенный порог чувствительности, думаю, так оно и должно быть. А любовь... это всегда как чудо. А чудеса случаются. И любят человека не за что-то, а просто так, мистически. Если за что-то, то это расчет.
(Reply) (Parent) (Thread)