?

Log in

No account? Create an account
Пиза. Кампо Санто. - Примечания о несбывшемся — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Miranda

[ website | mirandalina.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Пиза. Кампо Санто. [Mar. 30th, 2015|11:13 am]
Miranda
[Tags|, , , , , , , ]

Ну вот, собиралась делать одно, а получилось другое. Вместо пары красивых фотографий - большой рассказ-экскурсия.

Из всех объектов архитектурного комплекса Пизы меня больше всего потрясло Кампо Санто - закрытое кладбище с фантастическими фресками. Попала я туда уже на закате, но как раз из-за этого впечатление было наиболее сильным. Я оказалась с шедевром наедине. Пока толпы галдящих туристов делали бесчисленные селфи с Пизанской башней, в Кампо Санто царила тишина и пустота, и только мои шаги гулко отдавались в переходах клуатра. Теплые лучи заходящего солнца подсвечивали стены с видимыми следами повреждений золотом, превращая их в драгоценные реликвии.




Снаружи здание выглядит непритязательно: глухие стены, слепая аркатура, простой главный вход с площади.


Только мраморный табернакль (2 пол.XIV в., мастерская Джованни Пизано,
возможно, Лупо ди Франческо) обращает на себя внимание.


Затейливая готика: краббы в виде скрученных листьев, фигуристые пинакли, гаргульи,
увенчивающие вимперги маленькие статуи, сцена благословения Младенцем Христом донатора
(напоминает какую-то картину, сходу не могу найти).


Чешуйчатый купол капеллы.


Внутренний двор представляет собой аккуратный газон с остатками колонн.


Здесь стены, напротив, богато украшены широкими и высокими полукруглыми окнами со стрельчатыми арками.


"Кампо Санто" означает "святое поле", по преданию, галереи были построены на месте древнего кладбища,
куда была привезена земля с Голгофы. Внутри галерей тоже устроили захоронения (знатных и почитаемых горожан).


Строительство было начато в 1277 году и продолжалось до 1464 года (с перерывами, конечно).


Главный вход делит галереи Кампо Санто почти пополам.


Если присмотреться, над полуколоннами можно увидеть маскароны.


Например, грустный лев:


Вид изнутри (виден главный собор Пизы).




Галереи Кампо Санто выложены мрамором, вдоль стен расставлены саркофаги, по стенам - фрески (сейчас от них мало что осталось).


В XIX веке эти галереи были еще и городским музеем:
здесь хранились скульптуры, рисунки, эскизы и старинные гравюры, все это открыто было всем ветрам,
т.к. окна не предполагали ни витражей, ни стекол.
Гравюра 1833 года:


Кампо Санто в цвете (1855 г.):


Вот таким увидел Кампо Санто русский художник-любитель А.Н. Мордвинов:


Уже тогда пизанцы крепко задумались над реставрацией фресок, которые постепенно осыпались.

Гравюра 1860 года.

Но настоящая беда пришла со Второй Мировой войной.
Кампо Санто сильно пострадало в результате авиабомбежки 27 июля 1944 года.
Стропила были деревянными, прямые попадания снарядов полностью уничтожили крыши над галереями.


Фрески сильно осыпались, их собирали буквально по кусочкам, как паззлы,
потом поместили на специальную основу и заново закрепили на стенах.


Теперь вы можете себе представить масштаб подвига реставраторов.


Реставрационные работы ведутся с 1945 года по сей день.
Один из интересных методов современной реставрации этих фресок -
использование бактерий Pseudomonas stutzeri.


Так выглядит кладбище сегодня.


Больше всего пострадали фрески, но саркофаги и статуи пошли трещинами, как и мраморные надгробия в полу.
А также кое-где до сих пор видны следы свинца от снарядов.


Впрочем, некоторые надгробия сохранились очень неплохо.


На этом кладбище, кстати, хоронят до сих пор.
Вот, в 2009 году здесь похоронили архипресвитера Пизанского собора:


Нет худа без добра: когда реставрировали фрески, обнаружили под ними подготовительные рисунки - синопии.
Для синопий устроили отдельный музей. Синопии производят неизгладимое впечатление, я долго их разглядывала.
В качестве примера могу показать несколько синопий Беноццо Гоццоли.
Из сцены поклонения волхвов:


Из сцены рождения Иакова и Исава:


Ангел Благовещения:


Многие саркофаги в Кампо Санто римской эпохи.
Раньше их было еще больше, сейчас осталось несколько десятков.


Это, очевидно, Калидонская охота на вепря (3 в.):


Саркофаг с сатирами, вакханками и Дионисом (сер. 3 в.):


Саркофаг муз (сер. 3 в.):


Саркофаг со львами, терзающими добычу (кон. 3 в.):


Деталь:


Другие римские саркофаги Кампо Санто можно посмотреть в Викимедии.

А это произведение Бертеля Торвальдсена, великого датского скульптора,
гробница итальянского хирурга Андреа Вакка́ Берлингьери.


Кенотаф Винченцо Марулли, неаполитанского герцога.


Другие гробницы можно посмотреть здесь.

Солнечные лучи заходящего солнца придавали фрескам и пространству в целом особую выразительность.




Сюда был перемещен памятник выдающемуся средневековому математику Леонарду Фибоначчи
(раньше он стоял на одной из площадей города), уроженцу Пизы.




Скульптура Лоренцо Бартолини "Безутешная" (1841).


Здесь же находятся цепи порта Пизы, которые были использованы для защиты гавани в 1290 году
во время войны с Генуей. Цепи тогда не помогли, Пиза потерпела сокрушительное поражение,
цепи генуэзцы увезли с собой, разделили на части и развесили в своих церквях и других зданиях
в качестве насмешки над пизанцами. То же сделали флорентийцы уже в XV веке.
Пизанцы вернули свои цепи обратно только в XIX веке.


На переднем плане - саркофаг итальянского физика О.Ф. Моссотти.

Обратимся к главным сокровищам Кампо Санто - фрескам, большинство из которых было создано в XIV веке. По периметру расположены фрески Таддео Гадди, Беноццо Гоццоли, Франческо Траини, Андреа ди Бонайуто, Пьеро ди Пуччио, а также Антонио Венециано, Спинелло Аретино и некоторых других. Две самые знаменитые фрески находятся в специальном помещении для обеспечения большей сохранности и безопасности, их автор, как было установлено не так давно, - Буонамико Буффальмакко, друг Бокаччо.

Покажу я не все фрески, естественно, а только некоторые, сохранившиеся лучше всего.
Беноццо Гоццоли, "Иосиф при дворе фараона":


Андреа ди Бонайуто (вверху) и Антонио Венециано (внизу),
сцены из жития святого Райнерия Пизанского (отшельника).
Кстати, этого святого считает своим покровителем также княжество Монако.


Антонио Венециано, сцены из жития св. Райнерия, деталь:


Андреа ди Бонайуто, сцена из жития св. Райнерия, деталь:


Андреа ди Бонайуто, сцена из жития св. Райнерия, деталь:


Буонамико Буффальмакко, "История святых отцов" (отшельников Фиваиды):


Спинелло Аретино, сцены из жития св. Ефизия.


Беноццо Гоццоли, "Проклятие Хама":


Беноццо Гоццоли, "Строительство Вавилонской башни":


Беноццо Гоццоли, "Строительство Вавилонской башни", деталь:


Есть в Кампо Санто и более поздние фрески, например,
Паоло Гвидотти (Боргезе), "Юдифь" (кон. XVI в.):


Наконец, две самые знаменитые фрески.
(Вообще-то фресок три, но на момент моего посещения третья фреска "Ад" была, видимо, на реставрации).
Буонамико Буффальмакко, "Триумф смерти" (превьюшку можно увеличить):

Датируется "Триумф смерти" 1336-1341 годами. В длину эта фреска 15 метров, в высоту 5,6. Раньше были еще рамы с назидательными надписями, но они утрачены. Общий смысл произведения - бренность всего сущего (memento mori), сцены не связаны напрямую между собой.
В левом нижнем углу - сцена охоты. Знатные господа и дамы под предводительством короля едут по лесу и вдруг натыкаются на могилы со смердящими покойниками. Эти три покойника были знатными и богатыми (папа, король и рыцарь), а теперь их едят огромные черви. Вазари утверждает, что в одном из охотников художник изобразил Угуччоне делла Фаджиола, а в другом - Каструччо Кастракани, оба они были кондотьерами, вождями гибеллинов.


Один всадник (Каструччо Кастракани) отвернулся, показывает пальцем на покойников и говорит что-то королю,
который явно смущен и потрясен. Другого всадника (Угуччоне делла Фаджиола) вот-вот стошнит.
Животные в выразительности людям не уступают.


У покойников вздутые животы, руки отделены от тел, лица изъедены червями, это три стадии гниения
(третий труп почти разложился). Черви скорее похожи на змей, чтобы испугать как следует.


Одна из дам смотрит прямо на зрителя.


Взгляд у синьоры отрешенный, как будто она еще ничего не заметила, задумалась...


А вот слуги в панике. Им все это явно ближе, чем синьорам.


Слева от всадников - отшельник со свитком, возможно, св. Макарий Египетский.
В верхнем левом углу можно увидеть других отшельников, ведущих простой и праведный образ жизни.
Они трудятся (например, доят козу), читают Священное Писание, молятся.


В правом нижнем углу картины - куртуазная сцена. В тени апельсиновой рощи беспечно отдыхают
молодые женщины и мужчины. Кто-то играет на музыкальных инструментах, слушает пение,
кто-то флиртует, играет с карликовой собачкой или ручной птицей,
а над ними летают амурчики, готовые пронзить кого-нибудь стрелами любви.


Все молодые люди в ярких красивых богатых одеяниях.


Эти две сцены разделяет Смерть. Держа в руках широкую косу, она парит над всеми людьми,
молодыми и старыми, богатыми и бедными, забирая к себе всех подряд.
И ближе всех к ней находятся беззаботные молодые люди, они еще не знают об этом...


Смерть почему-то блондинка (личный негативный опыт художника? :) на самом деле, скорее всего, Смерть седая),
на ногах у нее когти, крылья тоже с когтями, как у летучей мыши.
Также выше изображены парящие ангелы и бесы, они борются за умершие души
(которые традиционно нарисованы в виде голеньких младенцев).


Вторая фреска Буффальмакко - "Страшный Суд" (того же времени). Она 8,6 м в длину и 6 м в высоту.
(Превьюшку можно увеличить).

В центре композиции Мадонна и Христос в двух мандорлах (нетрадиционное решение). Под ними ангел держит картуши со словами из Откровения ("Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" и "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу"). Ангелы справа держат орудия Страстей, ангелы под картушами возвещают начало Последнего Суда (вы ведь знаете, наверное, что Страшный Суд страшен именно тем, что он последний, т.е. до него можно поменять посмертную участь - поэтому христиане молятся об умерших, а после него уже нельзя, ибо "времени уже не будет"). Интересно, что Христос поднял руку, точно такой же жест изобразит потом Микеланджело в своем "Страшном Суде" в Сикстинской капелле.


В центре стоит Архангел Михаил в доспехах с мечом, он дает указания, куда определить человека,
чья судьба решается в данный момент. Человека определяют к праведникам,
которые традиционно располагаются "одесную" Христа.
Мертвые воскресают из гробниц, вырубленных прямо в земле.
Следующим будет какой-то король в зеленых одеждах.


Интересно, что в толпу праведников каким-то образом затесался грешник,
и другой ангел заставляет его перейти к своим "коллегам" (причем в грубой форме, таща за волосы!).


Праведники с одухотворенными лицами стоят в молитвенных позах.


А вот старая королева встречает молодую. Мне нравится думать, что это мать и дочь.


В толпе грешников ангелы свирепствуют, угрожают мечами (ну чисто "омоновцы").


Грешникам все происходящее явно не нравится.


С правого края их уже начинает жечь огонь преисподней, некоторых грешников уже засасывает в ад.
(Фреска "Ад" располагается справа на другой стене, ее можно посмотреть тут).


Если даже на современного человека эти фрески с утратами производят такое сильное впечатление,
то можно себе представить, какое влияние они имели на сознание средневековых обывателей.
Ну и пара кадров Кампо Санто Монументале напоследок.


LinkReply

Comments:
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 11:51 am (UTC)
С ума сойти. Спасибо!!! Обязательно найду время посмотреть Ваш журнал. А Вы в Пизе живете, что ли?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-30 12:25 pm (UTC)
Ой, нет :-) Давно, я там училась и ходила все время в собор (чуть ли не каждый день), пока в один прекрасный день с меня не спросили на входе билет (потому что сделали вход в собор платным). А тогда, как и многие, даже и не смотрела в сторону Кампо Санто. А вот несколько лет назад решила пойти (из любопытства, ничего о нем не зная да и не понимая, почему никто туда не идет). И была просто потрясена! Проходили там несколько часов.
Я часто бываю в Италии, иногда подолгу. Но не в Пизе, а рядом в Лукке (про нее и делаю сейчас два новых сайта). Пиза для меня отчасти родной город, потому что я там училась и там все еще живут некоторые друзья того периода. Она рядом с Луккой и поэтому, когда есть время приезжаем туда побродить и на выставки в Палаццо Блу (Palazzo Blu) (бывают очень достойные!). На Площадь Чудес приходим исключительно из-за Кампо Санто, в последнее время. Я не очень люблю Пизу, она очень изменилась и стала очень грязным и не уютным городом.

Edited at 2015-03-30 12:28 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 12:46 pm (UTC)
Круто, учиться и тем более жить в Италии... Хотя с работой там не очень здорово, насколько я понимаю.
А мне Пиза грязной не показалась. По сравнению с Палермо :) Скоро я в Неаполь еду, вот там, небось, мусора... Стремаюсь насчет поездки сильно, купила себе моторюкзак, который только со спины открывается, плюс корпус из пластика. Но все равно страшно (разных историй наслушалась, про грабежи и нападения среди бела дня).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-30 12:59 pm (UTC)
Круто было раньше… теперь в Италии слишком много проблем и от "крутизны" остались лишь природа, климат ( и тот сильно изменился), шедевры (до которых правительству дела нет и все рушится на глазах) да вкусная еда. Жить в такой Италии нельзя :-( Быть туристом все еще хорошо, но сами итальянцы (если есть возможность) стараются уехать из страны. Все это очень печально.
Работы … работа есть везде. Другой вопрос какая и устраивает ли лично Вас эта работа. У итальянцев есть один пунктик, они очень много жалуются и совершенно не хотят работать, ссылаясь на кризис и отсутствие работы! Кто на самом деле хочет работать, всегда находит работу и работает. Если хотеть приходить на работу в 10 и уходить в 18 с перерывом на обед часа на три и получать при этом приличные деньги и не сильно надрываться, еще не иметь при этом никакого образования, тогда, конечно работы нет :-) Знаете, это целая отдельная тема.

Хорошо, что вы не заметили, что Пиза грязная :-) Под грязью я понимаю и исписанные стены домов. Еще 15 лет назад (когда я там училась) такого безобразия там не было.
Отвратительно грязная в этом смысле Болонья :-( Я про нее даже пост написала в прошлом году. В ней, в историческом центре города, просто НИ ОДНОГО здания нет не изпахабленного граффити %-(

В Неаполе мы были один раз и всего один день, проездом. Так что у меня впечатлений совсем мало. Успели только подняться на Везувий и походить немного по центру города. Думаю, стоит не надевать на себя украшения и часы. С камерой будьте на чеку. Но сильно тоже не напрягайтесь, а то уж слишком стрессовым получится путешествие. Почитайте просто куда по вечерам, а может и днем, особо ходить не стоит.

Edited at 2015-03-30 01:05 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 01:23 pm (UTC)
Да, Болонья грязная, точно. А в Пизе я как-то особо грязи не заметила, в т.ч. граффити, наверняка "места знать надо". :)
С работой понятное дело. Кстати, не могла никогда понять, с какого перепугу итальянцы жалуются, хотя сами полдня не работают. Сиеста эта пресловутая. Сколько ни езжу в Италию, привыкнуть к этому идиотизму не могу. Я еще понимаю, если жаркое лето, солнце, а нужно в поле работать. Так нет же, сиеста в городах с кондиционерами, в офисах.
К сожалению, соблюдать правила безопасности именно в случае Неаполя недостаточно. Ладно, съезжу, посмотрим. Надеюсь только на то, что мне повезет. И никто на меня не набросится среди бела дня.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-30 01:33 pm (UTC)
Ага, в Пизе места надо знать (в общем , они всем известны, достаточно шаг влево сделать с центрально улицы)

почему же недостаточно? :-) Что Вам такого страшного понарассказывали про Неаполь ? :-)

Edited at 2015-03-30 01:35 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-30 01:37 pm (UTC)
пардон за ошибку в предыдущих комментариях : испохабленного :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 01:42 pm (UTC)
Ой, ну вот пару лет назад якобы была громкая история, ее даже по национальному телевидению обсуждали. Приплыл большой теплоход, туристы вышли на берег Неаполя, в т.ч. пожилая пара, пару сотен метров прошли, и на них набросился молодой человек, попытался содрать дорогие часы с руки пенсионера (а так у них ничего не висело на плечах), тот упал, ударился головой, а через несколько дней умер в больнице! Ну вот как тут быть? Можно носить вещи аккуратно, быть внимательным и осторожным, но что делать, если на тебя накинется грабитель? Это я боюсь. И даже не столько того, что он что-то отберет, я же сопротивляться буду! Хотя обычно они быстро убегают и прячутся. Вон недавно у моей подруги из рук вырвали айпэд, когда она спокойно по Риму шла в толпе туристов, смотря в Гугл-карту. Оба упали, а тот в капюшоне был, быстро смылся. Ее окружили сразу, конечно, полиция, но она лица нападавшего не видела из-за капюшона. Ну и всё, пропал планшет. А главное даже не его жалко, унизительно все это и обидно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-31 09:30 am (UTC)
Неприятные истории. Потому и говорю, что не надевайте серьги и часы, чтобы не привлекать этим внимание. Про не хождение по определенным улицам - это на полном серьезе. Об этом мне говорили сами итальянцы. Вечером в темноте не бродите (на всякий пожарный).
С камерой в руках уже ничего не поделать. Вы же, как я понимаю, и из-за съемки туда едете. Ну, не знаю, повесить ее на шею, или на руку купить что-то вроде браслета и пристегнуть камеру к руке. Либо не брать большую, а взять что-то типо Лейки. Все равно все эти вопросы продумывать надо и соблюдать элементарную осторожность. Не ходить про тротуару близко к дороге с сумкой через плечо, чтобы на мотороллере на ходу эту сумку с Вас не сорвали.

Понимаете, я думаю, что зная все эти вещи, можно все же соблюдать осторожность (но не фанатичную) и главное не думать о плохом и не бояться. А иначе, зачем туда вообще ехать :-) Если все видится в черном свете и ужасе, то единственный выход обходить Неаполь стороной :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-31 09:47 am (UTC)
Ну я так и собиралась делать, конечно, прежде чем страшные истории про нападения не услышала. :(
А насчет камеры еще проблема, что я ведь не одну только камеру ношу, у меня огромная фотосумка с объективами на плече. Иначе как бы я снимала вообще. Через плечо ее одену, естественно, но у нее ремень не металлизированный.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-31 09:58 am (UTC)
понимаю :-) но здесь уже надо выбирать: или хорошие фото и полный фото комплект, или относительное спокойствие и небольшая камера… Вам самой решать :-) Я бы не стала ходить по Неаполю с таким боекомплектом одна :-) Но это личное дело каждого.

Тогда расслабьтесь и доверьтесь судьбе ;-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-31 10:00 am (UTC)
Буду надеяться на удачу. Но все равно переживаю, так уж я устроена :) Спасибо за поддержку!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-31 10:11 am (UTC)
понятно :-) попереживать тоже можно, для порядку ;-) что за жизнь без переживаний ;-)
(Reply) (Parent) (Thread)