?

Log in

No account? Create an account
Примечания о несбывшемся [entries|archive|friends|userinfo]
Miranda

[ website | mirandalina.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Пиза. Кампо Санто. [Mar. 30th, 2015|11:13 am]
Miranda
[Tags|, , , , , , , ]

Ну вот, собиралась делать одно, а получилось другое. Вместо пары красивых фотографий - большой рассказ-экскурсия.

Из всех объектов архитектурного комплекса Пизы меня больше всего потрясло Кампо Санто - закрытое кладбище с фантастическими фресками. Попала я туда уже на закате, но как раз из-за этого впечатление было наиболее сильным. Я оказалась с шедевром наедине. Пока толпы галдящих туристов делали бесчисленные селфи с Пизанской башней, в Кампо Санто царила тишина и пустота, и только мои шаги гулко отдавались в переходах клуатра. Теплые лучи заходящего солнца подсвечивали стены с видимыми следами повреждений золотом, превращая их в драгоценные реликвии.




Снаружи здание выглядит непритязательно: глухие стены, слепая аркатура, простой главный вход с площади.


Только мраморный табернакль (2 пол.XIV в., мастерская Джованни Пизано,
возможно, Лупо ди Франческо) обращает на себя внимание.


Затейливая готика: краббы в виде скрученных листьев, фигуристые пинакли, гаргульи,
увенчивающие вимперги маленькие статуи, сцена благословения Младенцем Христом донатора
(напоминает какую-то картину, сходу не могу найти).


Чешуйчатый купол капеллы.


Внутренний двор представляет собой аккуратный газон с остатками колонн.


Здесь стены, напротив, богато украшены широкими и высокими полукруглыми окнами со стрельчатыми арками.


"Кампо Санто" означает "святое поле", по преданию, галереи были построены на месте древнего кладбища,
куда была привезена земля с Голгофы. Внутри галерей тоже устроили захоронения (знатных и почитаемых горожан).


Строительство было начато в 1277 году и продолжалось до 1464 года (с перерывами, конечно).


Главный вход делит галереи Кампо Санто почти пополам.


Если присмотреться, над полуколоннами можно увидеть маскароны.


Например, грустный лев:


Вид изнутри (виден главный собор Пизы).




Галереи Кампо Санто выложены мрамором, вдоль стен расставлены саркофаги, по стенам - фрески (сейчас от них мало что осталось).


В XIX веке эти галереи были еще и городским музеем:
здесь хранились скульптуры, рисунки, эскизы и старинные гравюры, все это открыто было всем ветрам,
т.к. окна не предполагали ни витражей, ни стекол.
Гравюра 1833 года:


Кампо Санто в цвете (1855 г.):


Вот таким увидел Кампо Санто русский художник-любитель А.Н. Мордвинов:


Уже тогда пизанцы крепко задумались над реставрацией фресок, которые постепенно осыпались.

Гравюра 1860 года.

Но настоящая беда пришла со Второй Мировой войной.
Кампо Санто сильно пострадало в результате авиабомбежки 27 июля 1944 года.
Стропила были деревянными, прямые попадания снарядов полностью уничтожили крыши над галереями.


Фрески сильно осыпались, их собирали буквально по кусочкам, как паззлы,
потом поместили на специальную основу и заново закрепили на стенах.


Теперь вы можете себе представить масштаб подвига реставраторов.


Реставрационные работы ведутся с 1945 года по сей день.
Один из интересных методов современной реставрации этих фресок -
использование бактерий Pseudomonas stutzeri.


Так выглядит кладбище сегодня.


Больше всего пострадали фрески, но саркофаги и статуи пошли трещинами, как и мраморные надгробия в полу.
А также кое-где до сих пор видны следы свинца от снарядов.


Впрочем, некоторые надгробия сохранились очень неплохо.


На этом кладбище, кстати, хоронят до сих пор.
Вот, в 2009 году здесь похоронили архипресвитера Пизанского собора:


Нет худа без добра: когда реставрировали фрески, обнаружили под ними подготовительные рисунки - синопии.
Для синопий устроили отдельный музей. Синопии производят неизгладимое впечатление, я долго их разглядывала.
В качестве примера могу показать несколько синопий Беноццо Гоццоли.
Из сцены поклонения волхвов:


Из сцены рождения Иакова и Исава:


Ангел Благовещения:


Многие саркофаги в Кампо Санто римской эпохи.
Раньше их было еще больше, сейчас осталось несколько десятков.


Это, очевидно, Калидонская охота на вепря (3 в.):


Саркофаг с сатирами, вакханками и Дионисом (сер. 3 в.):


Саркофаг муз (сер. 3 в.):


Саркофаг со львами, терзающими добычу (кон. 3 в.):


Деталь:


Другие римские саркофаги Кампо Санто можно посмотреть в Викимедии.

А это произведение Бертеля Торвальдсена, великого датского скульптора,
гробница итальянского хирурга Андреа Вакка́ Берлингьери.


Кенотаф Винченцо Марулли, неаполитанского герцога.


Другие гробницы можно посмотреть здесь.

Солнечные лучи заходящего солнца придавали фрескам и пространству в целом особую выразительность.




Сюда был перемещен памятник выдающемуся средневековому математику Леонарду Фибоначчи
(раньше он стоял на одной из площадей города), уроженцу Пизы.




Скульптура Лоренцо Бартолини "Безутешная" (1841).


Здесь же находятся цепи порта Пизы, которые были использованы для защиты гавани в 1290 году
во время войны с Генуей. Цепи тогда не помогли, Пиза потерпела сокрушительное поражение,
цепи генуэзцы увезли с собой, разделили на части и развесили в своих церквях и других зданиях
в качестве насмешки над пизанцами. То же сделали флорентийцы уже в XV веке.
Пизанцы вернули свои цепи обратно только в XIX веке.


На переднем плане - саркофаг итальянского физика О.Ф. Моссотти.

Обратимся к главным сокровищам Кампо Санто - фрескам, большинство из которых было создано в XIV веке. По периметру расположены фрески Таддео Гадди, Беноццо Гоццоли, Франческо Траини, Андреа ди Бонайуто, Пьеро ди Пуччио, а также Антонио Венециано, Спинелло Аретино и некоторых других. Две самые знаменитые фрески находятся в специальном помещении для обеспечения большей сохранности и безопасности, их автор, как было установлено не так давно, - Буонамико Буффальмакко, друг Бокаччо.

Покажу я не все фрески, естественно, а только некоторые, сохранившиеся лучше всего.
Беноццо Гоццоли, "Иосиф при дворе фараона":


Андреа ди Бонайуто (вверху) и Антонио Венециано (внизу),
сцены из жития святого Райнерия Пизанского (отшельника).
Кстати, этого святого считает своим покровителем также княжество Монако.


Антонио Венециано, сцены из жития св. Райнерия, деталь:


Андреа ди Бонайуто, сцена из жития св. Райнерия, деталь:


Андреа ди Бонайуто, сцена из жития св. Райнерия, деталь:


Буонамико Буффальмакко, "История святых отцов" (отшельников Фиваиды):


Спинелло Аретино, сцены из жития св. Ефизия.


Беноццо Гоццоли, "Проклятие Хама":


Беноццо Гоццоли, "Строительство Вавилонской башни":


Беноццо Гоццоли, "Строительство Вавилонской башни", деталь:


Есть в Кампо Санто и более поздние фрески, например,
Паоло Гвидотти (Боргезе), "Юдифь" (кон. XVI в.):


Наконец, две самые знаменитые фрески.
(Вообще-то фресок три, но на момент моего посещения третья фреска "Ад" была, видимо, на реставрации).
Буонамико Буффальмакко, "Триумф смерти" (превьюшку можно увеличить):

Датируется "Триумф смерти" 1336-1341 годами. В длину эта фреска 15 метров, в высоту 5,6. Раньше были еще рамы с назидательными надписями, но они утрачены. Общий смысл произведения - бренность всего сущего (memento mori), сцены не связаны напрямую между собой.
В левом нижнем углу - сцена охоты. Знатные господа и дамы под предводительством короля едут по лесу и вдруг натыкаются на могилы со смердящими покойниками. Эти три покойника были знатными и богатыми (папа, король и рыцарь), а теперь их едят огромные черви. Вазари утверждает, что в одном из охотников художник изобразил Угуччоне делла Фаджиола, а в другом - Каструччо Кастракани, оба они были кондотьерами, вождями гибеллинов.


Один всадник (Каструччо Кастракани) отвернулся, показывает пальцем на покойников и говорит что-то королю,
который явно смущен и потрясен. Другого всадника (Угуччоне делла Фаджиола) вот-вот стошнит.
Животные в выразительности людям не уступают.


У покойников вздутые животы, руки отделены от тел, лица изъедены червями, это три стадии гниения
(третий труп почти разложился). Черви скорее похожи на змей, чтобы испугать как следует.


Одна из дам смотрит прямо на зрителя.


Взгляд у синьоры отрешенный, как будто она еще ничего не заметила, задумалась...


А вот слуги в панике. Им все это явно ближе, чем синьорам.


Слева от всадников - отшельник со свитком, возможно, св. Макарий Египетский.
В верхнем левом углу можно увидеть других отшельников, ведущих простой и праведный образ жизни.
Они трудятся (например, доят козу), читают Священное Писание, молятся.


В правом нижнем углу картины - куртуазная сцена. В тени апельсиновой рощи беспечно отдыхают
молодые женщины и мужчины. Кто-то играет на музыкальных инструментах, слушает пение,
кто-то флиртует, играет с карликовой собачкой или ручной птицей,
а над ними летают амурчики, готовые пронзить кого-нибудь стрелами любви.


Все молодые люди в ярких красивых богатых одеяниях.


Эти две сцены разделяет Смерть. Держа в руках широкую косу, она парит над всеми людьми,
молодыми и старыми, богатыми и бедными, забирая к себе всех подряд.
И ближе всех к ней находятся беззаботные молодые люди, они еще не знают об этом...


Смерть почему-то блондинка (личный негативный опыт художника? :) на самом деле, скорее всего, Смерть седая),
на ногах у нее когти, крылья тоже с когтями, как у летучей мыши.
Также выше изображены парящие ангелы и бесы, они борются за умершие души
(которые традиционно нарисованы в виде голеньких младенцев).


Вторая фреска Буффальмакко - "Страшный Суд" (того же времени). Она 8,6 м в длину и 6 м в высоту.
(Превьюшку можно увеличить).

В центре композиции Мадонна и Христос в двух мандорлах (нетрадиционное решение). Под ними ангел держит картуши со словами из Откровения ("Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" и "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу"). Ангелы справа держат орудия Страстей, ангелы под картушами возвещают начало Последнего Суда (вы ведь знаете, наверное, что Страшный Суд страшен именно тем, что он последний, т.е. до него можно поменять посмертную участь - поэтому христиане молятся об умерших, а после него уже нельзя, ибо "времени уже не будет"). Интересно, что Христос поднял руку, точно такой же жест изобразит потом Микеланджело в своем "Страшном Суде" в Сикстинской капелле.


В центре стоит Архангел Михаил в доспехах с мечом, он дает указания, куда определить человека,
чья судьба решается в данный момент. Человека определяют к праведникам,
которые традиционно располагаются "одесную" Христа.
Мертвые воскресают из гробниц, вырубленных прямо в земле.
Следующим будет какой-то король в зеленых одеждах.


Интересно, что в толпу праведников каким-то образом затесался грешник,
и другой ангел заставляет его перейти к своим "коллегам" (причем в грубой форме, таща за волосы!).


Праведники с одухотворенными лицами стоят в молитвенных позах.


А вот старая королева встречает молодую. Мне нравится думать, что это мать и дочь.


В толпе грешников ангелы свирепствуют, угрожают мечами (ну чисто "омоновцы").


Грешникам все происходящее явно не нравится.


С правого края их уже начинает жечь огонь преисподней, некоторых грешников уже засасывает в ад.
(Фреска "Ад" располагается справа на другой стене, ее можно посмотреть тут).


Если даже на современного человека эти фрески с утратами производят такое сильное впечатление,
то можно себе представить, какое влияние они имели на сознание средневековых обывателей.
Ну и пара кадров Кампо Санто Монументале напоследок.


LinkReply

Comments:
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 10:48 am (UTC)
Я рада, что Вы со мной согласны! Я жалею, что не сделала больше кадров, уже смеркалось, а при свете ламп очень плохое качество получилось бы.
И синопии тоже нечто удивительное. Чувствуется рука мастеров раннего Ренессанса, как будто на бумаге рисунки карандашом, только увеличенные. Синопии очень живое впечатление производят.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-30 10:53 am (UTC)
А можно вопрос? Знаете, мне показалось что на фото в фресках Буффальмакко очень много "зелено-фиолетовых" красок. Кажется, что в жизни они имеют немного иные цветовые оттенки. Или только кажется? Я вот не помню точно, но у меня в памяти почему-то запечатлелись теплые оттенки песочного цвета..
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-30 10:58 am (UTC)
а на счет толп туристов.. к сожалению именно в Пизе их всегда много в любое время года :-( На Площади Чудес меньше народу ближе к закрытию (около 17 вечера) зимой. Но в Соборе и на башне их все равно много. Меньше в Баптистерии и совсем мало на Кампо Санто (как я уже сказала) Зимой на Кампо Санто вы вообще можете оказаться единственными или одними из "раз два и обчелся". Но именно для кладбища отсутствие толп - это шикарная возможность проникнуться этим местом. А если еще и немного почитать предварительно историю, то и вообще его посещение оставит неизгладимый след.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 11:09 am (UTC)
Согласна.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 11:01 am (UTC)
Насчет таких тонкостей сложно всегда сказать, потому что 1) у человеческого глаза динамический диапазон больше, чем у любой самой крутой фотокамеры, 2) в помещении, где фрески Буффальмакко, горит свет, и хотя он дневной, все равно он дает оттенок, 3) разные люди воспринимают оттенки по-разному. Я всегда стараюсь так обработать кадр, чтобы он был как можно ближе к моему впечатлению. При этом часто бывает, что в разных частях кадра разный баланс белого, тогда эти части я обрабатываю по отдельности. Еще имеет влияние то, с какого монитора смотреть. У меня дома откалиброванный профессиональный монитор. Но все равно добиться идеальной картинки можно только профессиональной съемкой с лесов и с освещением (и опять же, будет иметь значение, с какого монитора потом будем смотреть такую съемку, а при печати вообще свои сложности). Так что я не претендую на истину в последней инстанции. По сравнению с фресками снаружи фрески Буффальмакко показались мне более холодных оттенков.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-30 11:14 am (UTC)
Ой нет, нет :-) Мой вопрос был без тени критики :-) Просто пыталась вспомнить свои впечатления. Со всеми сложностями цветопередачи и сама знакома. Так что все о чем Вы написали, так оно и есть.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 11:20 am (UTC)
Я написала подробно, потому что далеко не все понимают эти тонкости. А большинство вообще не задумывается.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-30 11:25 am (UTC)
Очень правильно сделали! Целиком и полностью поддерживаю :-) Люди хоть будут знать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-30 11:28 am (UTC)
Конечно, гигантскую работу Вы проделали! Замечательная статья получилась! Просто шикарная! Я еще раз внимательно и спокойно перечитала и еще ни раз вернусь, чтобы хорошенько рассмотреть в деталях фотографии. По-настоящему здорово! Спасибо огромное!

Edited at 2015-03-30 11:29 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 11:33 am (UTC)
Вы себе не представляете, как мне дороги такие читатели. А то пишу, пишу, а реакция почти нулевая. Отпадает всякое желание делиться. Но я и сама виновата, конечно. Не люблю публичность, не пишу в сообщества, сижу в своем углу. Не умею "раскрутиться", как говорится.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-30 11:46 am (UTC)
Представляю, представляю :-) Я такая же :-) Вот все точь-в-точь как Вы говорите: сижу себе "в своем углу" и пишу о своем любимом :-) Люди скупы на безвозмездные похвалы. Не думайте об этом! Делайте то, что любите, знаете и умеете! А благодарные читатели всегда есть! Многие просто не пишут комментарии, но читать-то все равно читают! Я много раз была в Кампо Санто и специально езжу в Пизу, чтобы пойти именно туда и понимаю какое важное дело Вы сделали для всех тех, кто там не был и не думал заходить. Увидев такую статью, даже не сильно подкованный в итальянском искусстве, должен срочно побежать не на башню (ценности художественной которая, если четно и откровенно говорить, особо не имеет… не завались она на бок при ошибке в проектировании), а в Кампо Санто!
А уж с таким подробным описанием многого из того, что там есть и подавно! Я вот даже распечатаю Вашу статью и в следующий раз специально туда пойду еще раз :-) Я увлекаюсь итальянским искусством, но даже для меня (даже в смысле, что я много об этом читаю и что-то знаю) Вы написали много нового и интересного. Да и не важно, что все это можно найти в интернете. По интернету надо рыскать, а здесь все в одной статье собрано! Спасибо еще раз! И не отчаивайтесь! Пишите! У меня еще живы яркие воспоминания о " Вашем" Шехтеле!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 11:51 am (UTC)
С ума сойти. Спасибо!!! Обязательно найду время посмотреть Ваш журнал. А Вы в Пизе живете, что ли?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-30 12:25 pm (UTC)
Ой, нет :-) Давно, я там училась и ходила все время в собор (чуть ли не каждый день), пока в один прекрасный день с меня не спросили на входе билет (потому что сделали вход в собор платным). А тогда, как и многие, даже и не смотрела в сторону Кампо Санто. А вот несколько лет назад решила пойти (из любопытства, ничего о нем не зная да и не понимая, почему никто туда не идет). И была просто потрясена! Проходили там несколько часов.
Я часто бываю в Италии, иногда подолгу. Но не в Пизе, а рядом в Лукке (про нее и делаю сейчас два новых сайта). Пиза для меня отчасти родной город, потому что я там училась и там все еще живут некоторые друзья того периода. Она рядом с Луккой и поэтому, когда есть время приезжаем туда побродить и на выставки в Палаццо Блу (Palazzo Blu) (бывают очень достойные!). На Площадь Чудес приходим исключительно из-за Кампо Санто, в последнее время. Я не очень люблю Пизу, она очень изменилась и стала очень грязным и не уютным городом.

Edited at 2015-03-30 12:28 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 12:46 pm (UTC)
Круто, учиться и тем более жить в Италии... Хотя с работой там не очень здорово, насколько я понимаю.
А мне Пиза грязной не показалась. По сравнению с Палермо :) Скоро я в Неаполь еду, вот там, небось, мусора... Стремаюсь насчет поездки сильно, купила себе моторюкзак, который только со спины открывается, плюс корпус из пластика. Но все равно страшно (разных историй наслушалась, про грабежи и нападения среди бела дня).
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: serezhik_18
2015-05-11 06:06 am (UTC)
Я тоже заметил некоторый уход в холод по балансу белого. Но, мне кажется, здесь это решение очень подходит.
(Reply) (Parent) (Thread)