Miranda (mirandalina) wrote,
Miranda
mirandalina

Categories:

Особняк Морозовых на Спиридоновке. Часть 2.

Начало см. здесь.

Пожалуй, дальше покажу продолжение лестницы, т.е. лестницу на второй этаж. Именно там находится знаменитая скульптура, отлитая по эскизу Врубеля, и витраж "Приезд рыцаря".




Если пройти между рыцарями, попадешь в "сердце" особняка.
По крайней мере, у меня были именно такие ощущения.

Лестницу, ведущую на второй этаж, украшает скульптурная группа, отлитая Вишневским в 1898 году по гипсовой форме работы Врубеля. Династия Вишневских владела бронзово-литейным заводом, на котором, в частности, были отлиты памятники Гоголю и Пирогову.


Композиция скульптурной группы - это сцена из некогда популярной оперы "Роберт-Дьявол" (впрочем, постановки этой оперы идут в разных странах до сих пор). Роберт приходит в заброшенный монастырь, на кладбище, и призраки монахинь пытаются его соблазнить... По мнению искусствоведов, Роберт - это автопортрет Врубеля, а одна из монахинь несет портретные черты Надежды Забелы-Врубель. Кроме того, в неистовых пластичных фигурах Врубель отдал дань таланту Айседоре Дункан и ее свободному танцу. В Третьяковской галерее хранится первоначальная скульптура из гипса (советую почитать статью о том, как ее реставрировали) и отлитый в 1996 году повтор в бронзе. Я специально ходила недавно на него посмотреть, но оказалось, что в данный момент эта бронза не демонстрируется (хотя заявлена в постоянной экспозиции). Скорее всего, она в запасниках, очень жаль. В этом закрытом особняке и так достаточно шедевров, которые практически недоступны россиянам, так еще и в Третьяковке нельзя полюбоваться копиями (в Омском музее изобразительных искусств несколько лет назад, причем с трудом, появилась копия, но до Омска далеко). Хотя вообще-то логично сделать наоборот: копии поместить в Дом приёмов, а оригиналы - в государственный музей. Но у нас в стране с логикой вечные проблемы...

Не знаю почему, но Забела мне чудится в женской фигуре по левую руку от Роберта.
Хотя, если это аббатиса Елена, тогда скорее это прообраз "буйной" Айседоры Дункан...
А Забела тогда в надкатном фото (ракурс похож на тот, что в картине "Царевна-лебедь").
В общем, надо будет поспрашивать специалистов.


А мыши летучие какие!
Как бы хотелось подольше порассматривать этот мистический хоровод...
Это ведь еще и светильник. Свет исходит из деревянной "монастырской часовни".


Но это еще не всё. У скульптуры ведь и постамент примечательный.


Конечно, все произведения, созданные специально для какого-либо места, лучше всего смотрятся именно там.
Но из-за своей "центробежной" композиции скульптура "Роберт и монахини" как бы замкнута на самой себе.
И даже стоя отдельно в пустом помещении выглядит, мне кажется, прекрасно.


Напротив скульптуры - главный витраж "Приезд рыцаря" ("Встреча рыцаря-победителя").


Похожий витраж, кстати, Врубель делал для дома Перцова,
еще одного "закрытого особняка" (который тоже, по-моему, принадлежит МИДу).


Отважный рыцарь возвращается домой после победы, его встречают прекрасные дамы.


И здесь портретные черты: средняя дама отдаленно напоминает Зинаиду Григорьевну Зимину-Морозову.


Поднимемся по лестнице.






Лестницу освещает еще один прекрасный светильник.


Чтобы сменить в нем лампочку, нужны два человека.


Один идет на чердак и опускает светильник на тросе, держит его,
пока электрик открывает дверцу и меняет лампочку.
Какой вот маленький секрет :)


Ну, на этом пока всё. Остальное выложу, когда приеду из Италии...
Если не выложу, попинайте меня :)
Tags: architecture, dom_priemov_mid, excursion, morozov, moscow, photo, shekhtel, vetrata
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments