Miranda (mirandalina) wrote,
Miranda
mirandalina

Category:

Еще раз о подлинности кукол Чебурашки, Гены и Шапокляк

На фото: Копии кукол Шапокляк, Чебурашки и Крокодила Гены. Из личного собрания Леонида Шварцмана.

Сколько домыслов в прессе и на телевидении по поводу мультипликационных кукол, которые выставлялись на аукционе "Совкома" вчера! Я вынуждена расставить еще раз все точки над "и".

Довожу до сведения общественности, что, согласно проведенной предварительной неофициальной экспертизе (неофициальной = нет официального документа с печатью), из кукол, выставленных "Совкомом" в качестве якобы участвовавших в фильмах 1970-х годов, кукла Шапокляк могла участвовать в фильме "Чебурашка идет в школу" (это фильм 1983 года, а не 1970-х годов), кукла Крокодила Гены сомнительна, но все-таки могла быть использована в фильме 1983 года, кукла Чебурашки - копия неудовлетворительного качества, она никак не могла быть съемочной куклой.

Мультипликационных кукол-персонажей Шапокляк, Гена и Чебурашка условно можно классифицировать следующим образом:

1) игровые куклы, снимавшиеся в фильмах 1969, 1971, 1974 и 1983 гг.

Для каждого фильма делалось, как правило, по 2-3 куклы главных героев, потому что при активном использовании куклы довольно быстро приходили в негодность.
Из известных на данный момент игровых кукол из фильмов, доступных общественности, сохранился только один Чебурашка. Находится эта кукла в собрании Государственного Музея кино. Выставлялся в последний раз на выставке Леонида Шварцмана, посвященной его 90-летнему юбилею. Собственного здания и выставочных пространств у Музея кино до сих пор нет, его фонды временно располагаются на закрытой территории "Мосфильма" (так наше государство заботится о своем культурном наследии, увы), поэтому эту куклу простым посетителям можно увидеть очень редко.

Игровая кукла отличается от копии прежде всего тем, что внутри у нее имеется металлический шарнирный каркас. У Чебурашки каркаса вообще не предусмотрено (шевелятся только уши, ручки и ступни). Подлинность Чебурашки определить можно по другим признакам (но тоже весьма точно).

2) повторы кукол, делавшиеся мастерами-кукольниками "Союзмультфильма". Эти куклы с металлическим шарнирным каркасом, но в съемках эти куклы не участвовали. Определить, снималась ли кукла в фильме, может доподлинно только художник-постановщик и те мультипликаторы, которые вели куклу на фильме. Например, Юрий Борисович Норштейн, всемирно известный ныне режиссер анимационного кино, вел персонажей второго и третьего фильмов про Чебурашку. Он специально приезжал на предаукционную выставку в "Совком", и ему удалось взять в руки все куклы и тщательно их прощупать. Его выводы я уже приводила ранее.

3) копии кукол без шарнирного каркаса (вместо него может быть просто проволока, или проволока может отсутствовать вообще). Как правило, это сувенирные куклы, которые могли делаться для мультипликаторов на память о фильме. В лоте "Совкома" Чебурашка как раз такой, копийный. И в Музее анимационного кино также, к сожалению, хранится копия Чебурашки.

Есть еще пара оговорок. Например, куклы, которые находятся в музее киностудии "Союзмультфильм", не участвовали в съемках, но, возможно, являются игровыми, то есть с шарнирным каркасом, так как делались, предположительно, для продолжения (по книге Успенского "Чебурашка и грабители"), которое в итоге не было снято (эта информация еще будет нами уточняться). Однако продолжение должен был снимать уже другой режиссер, не Роман Качанов, и художник-постановщик был бы не Леонид Шварцман, поэтому подлинными их назвать нельзя.

Необходимо отметить также важный момент, который не учитывают люди, не знакомые с миром анимации. Процесс производства мультипликационной куклы - конвейерного типа. (По крайней мере так было в советские годы, когда на производстве столько, как сейчас, не экономили). Один мастер делал голову и другие части тела (лучший материал для этого - дерево, а конкретно - липа, так как это мягкая порода). Другой мастер создавал металлический шарнирный каркас. Отдел пошива одевал куклу и т.д. При этом автором кукол в мультипликации является художник-постановщик. Именно он придумывает персонажей, рисует эскизы. Создает чертежи кукол (раньше это делалось вручную на миллиметровой бумаге). И когда кукольники мастерят куклу, процесс происходит под авторским надзором художника. В частности, Леонид Шварцман, когда делалась кукла Чебурашки, брал резец и формовал голову, увеличивал уши и т.д. (на создание этого персонажа ушло больше времени, чем на других, он создавался, по признанию самого Леонида Ароновича, трудно, потому что в книге и сценарии Э.Успенского описание "неизвестного науке зверя" очень скудное).

Наиболее ценными можно назвать те подлинные игровые куклы, которые были сделаны для первых трех фильмов о Чебурашке, режиссером которых был Роман Абелевич Качанов. Из всего вышеизложенного ясно, что сын Качанова (которого также зовут Роман) никак не может являться экспертом по определению подлинности кукол, ему вообще было полтора года, когда снимали первый фильм о Чебурашке. И в анимации он никогда не работал.

Слава Богу, аукционный дом вчера одумался и снял лот с куклами с торгов. Если бы торги состоялись, репутация "Совкома" была бы сильно "подмочена". Снятие с торгов аукционисты не комментируют, так что мы пока не знаем, был ли куплен этот лот, или просто снят во избежание развития скандала. Допускаем, что эти куклы могут "выплыть" впоследствии где-то еще, вместе или по отдельности. По возможности мы будем отслеживать эту информацию. И будем благодарны за любые "наводки" по этой проблеме.

Что касается юридической стороны вопроса о легальности подобных сделок, то она крайне запутанна в силу различных обстоятельств, я ее не буду здесь касаться. С этической точки зрения, как я уже говорила, попытка продать мультипликационные куклы единодушно осуждается анимационным сообществом (к которому, кстати, писатель Эдуард Успенский и актер Василий Ливанов, при всем моем уважении, не относятся).

Выражаю огромную благодарность людям, которые помогали в атрибутировании кукол:
- Леониду Ароновичу Шварцману (художнику-постановщику, режиссеру)
- Павлу Шведову (сотруднику отдела анимации Музея кино)
- Сергею Капкову (главному редактору портала Animator.Ru)
- Георгию Бородину (историку анимации)
- руководству Государственного Музея кино в лице директора Наума Ихильевича Клеймана и его сотрудникам, особенно хранителю отдела анимации Светлане Ким
- руководству киностудии "Союзмультфильм" в лице директора Николая Людвиговича Маковского и его сотрудникам
- мультипликаторам Юрию Борисовичу Норштейну, Наталье Борисовне Дабижа, Анне Львовне Атамановой, Вячеславу Михайловичу Шилобрееву, Станиславу Михайловичу Соколову
- мастерам мультипликационных кукол Павлу Павловичу Гусеву, Николаю Александровичу Заклякову, Геннадию Анатольевичу Богачёву
- вдове мастера-кукольника Олена Пантелеймоновича Масаинова - Светлане Александровне Масаиновой
- юристам (экспертам в области авторского права) Владимиру Львовичу Энтину и Рите Григорьевне Лихота
- бывш.продюсеру анимационных фильмов Александру Михайловичу Багину
- руководству Музея Анимационного кино
- руководству Московского музея анимации
и всем, кому небезразлична судьба отечественного анимационного наследия.
Tags: animation, cheburashka, norshtein, photo, schwarzman
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments