Miranda (mirandalina) wrote,
Miranda
mirandalina

Categories:

Италия. Виченца. Андреа Палладио. Вилла Ротонда (Альмерико-Капра).

Когда-то я была без ума от готики. И, конечно, готика прекрасна, особенно когда сталкиваешься с ней редко. Но готика несоразмерна человеку, она необозрима, втиснута, как правило, в узкие переулки старого города (исключение - английская готика), ее по-человечески не снять, только с искажением пропорций и потерей ощущения полета. Темнота и мрачность готических старинных соборов иногда бывает очень тяжела для восприятия, особенно когда древние витражи (одно из главных сокровищ готики) сохранились плохо или не видны во всей своей красе из какого-нибудь угла деамбулатория.
Архитектура Греции, Рима и Ренессанса, напротив, правильна и естественна, это круг, вписанный в квадрат, равнобедренный треугольник, прямоугольник, идеальная симметрия, удачно укладывающаяся в объектив. Конечно, и к ней нужно подходить почтительно, немного издалека, но чтобы обозреть ее, вертолет не нужен. И даже если пропорции постройки намного превосходят человеческий рост, если чувствуешь себя немного растерянным, как, например, в Пантеоне, эта растерянность и головокружение от взгляда на свод купола довольно быстро сменяются ощущением равномерности, ритма и соизмеримости членений. В этом отношении виллы даже предпочтительнее храмов, так как великие соборы Европы, как правильно, - наследники очень древних традиций, зачастую это большое нагромождение различных элементов, оставшихся от прежних стилей (готика на романике, барокко на готике, неоклассика на барокко, приправленные толикой маньеризма, а иногда даже еще и модернизм сверху).
Вилла же или усадьба дает возможность изначально выбрать определенный образ, направление, создать законченное произведение. И если хозяева будут обращаться с ней бережно, не переделывая в угоду сиюгодичным хозяйственным нуждам и вкусам, то созерцание такого здания, отмеченного налетом времени, будет доставлять истинное наслаждение. Знаменитое творение Андреа Палладио вилла Альмерико-Капра, более известная как вилла Ротонда, - именно такой случай. С хозяевами ей невероятно повезло. В Европе сохранилось множество частных замков, вилл и резиденций, которые являются архитектурными памятниками, но чаще всего в таких местах для осмотра доступно не все пространство, вход туда недешев по сравнению с государственными музеями, а съемка часто вовсе запрещена.


Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 24-105 f/4L IS USM,
Canon EF 70-200 f 4L IS USM, Canon EF 15 f/2.8 Fisheye.

С 1911 года вилла Ротонда принадлежит ветви знатного итальянского графского рода Вальмарана. И до последнего времени ею владел человек, влюбленный в творчество Андреа Палладио, сделавший очень многое для пропаганды принципов палладианства в Америке - профессор архитектуры Виргинского университета Марио Вальмарана. В октябре 2010 года он скончался. Я очень надеюсь, что его наследники будут столь же щедры к посетителям, позволив и дальше беспрепятственно посещать и изучать этот великий шедевр. Конечно, посещения регламентированы, и зимой внутренний объем неотапливаемого памятника, понятное дело, закрыт, однако вход на территорию открыт в любое время года. И я даже рада, что не попала внутрь, да я и не стремилась, потому что впечатлений и так хватило с лихвой.


Вилла Капра расположена в пригороде Виченцы, доехать туда быстро - несколько минут на автобусе,
но сам автобус ходит раз в полчаса. Это был последний пункт моей программы в Виченце, финальный аккорд.
Добралась я до виллы, когда день клонился к закату. У ворот меня встречал такой вот чудный пёсик:


Когда входишь на территорию, глазам предстает перспектива в виде "коридора"
между хозяйственными постройками (они более позднего времени,
их архитектор - Винченцо Скамоцци, ученик Палладио):


Вилла расположена на небольшом холме (отроге горной гряды Берико).


Вилла венчает холм, ротондальный купол - виллу, на самом верху фронтона - статуя древнеримского бога,


под статуей - родовой герб Капра и часть надписи, гласящей о том,
братья Капра собираются превратить виллу, предназначенную для элегий,
в сельскохозяйственное владение, во имя преумножения славы и богатства их рода.


Фишаем пытаюсь охватить пространство главного портала
(хотя главный он условно, ведь вилла Ротонда абсолютно симметрична).

Вилла Ротонда - один из лучших примеров умения Палладио вписать архитектуру в ландшафт, он первым в новой истории ввел вообще это понятие. Как выразился однажды Павел Муратов, "вилла и дворец были для Палладио столь же органичны, как свободно растущее дерево и живой человек". Впоследствии это стало общим местом и достигло пика в садово-парковых грандиозных ансамблях... Интересно, понравились бы Палладио современные экологические архитектурно-ландшафтовые проекты? Думаю, вряд ли, он посчитал бы их принижающими достоинство такого высокого божественного творения, как человек... Хотя, с другой стороны, в некоторых своих сооружениях Палладио был очень аскетичен и минималистичен.
  
Вот как описывает окружающий пейзаж сам Палладио в своем знаменитом трактате "Четыре книги об архитектуре":
"Это место — самое красивое и приятное, какое только можно себе вообразить; оно расположено на небольшом, легкого подъема пригорке, омываемом с одной стороны судоходной рекой Бакильоне, а с другой окруженном приятными холмами, являющими вид как бы большого амфитеатра, сплошь возделанными и изобилующими роскошными плодами и отличными виноградниками. Со всех четырех сторон фасада устроены лоджии, и с каждой стороны наслаждаешься чудесным видом: одним — близко, другим — подальше, а еще другим — граничащим с горизонтом" (Книга вторая. Глава III).

Вилла ориентирована углами по четырем сторонам света и спроектирована так, чтобы в каждом ее помещении свет в течение дня распределялся равномерно. Кстати, нужно сделать оговорку: с противоположной воротам стороны вилла стоит на самом краю холма, у обрыва, поэтому центрированность ее в пейзаже условна.

Зато виды с холма действительно радуют глаз далями и легкой дымкой.


В дали внимательно вглядываются статуи, расставленные по периметру площадки.


Если здесь так красиво зимой, что же должно быть весной и летом!


Конечно, в теплое время года это настоящий рай для наслаждения природой и архитектурой.
Ведь именно для этого должны, по мнению великого зодчего, строиться загородные дома.

Дадим ему слово: "Конечно, городские дома всячески должны способствовать роскошной и удобной жизни дворянина, принужденного жить в них все то время, которое он посвящает государственным и личным делам. Однако не меньшую, быть может, пользу и не меньшие утехи получает он в своей вилле, где он проводит остальное время, обозревая и украшая свои владения и умножая свой достаток, как заботливый и искусный сельский хозяин; где к тому же, благодаря обилию движений, которые он, живя в своей вилле, совершает пешком и верхом, тело скорее сохранит здоровье и силу, и где, наконец, душа, утомленная городскими треволнениями, находит великое отдохновение и утешение и на досуге может предаваться наукам и созерцанию. Недаром ради этого древние мудрецы часто прибегали к уединению в подобных местах, где, принимая добродетельных друзей и родных, располагая домами, садами, источниками и подобными усладами, а главное собственной добродетелью, они легко могли достигать самой блаженной жизни, какая только доступна нам на этом свете" (Книга вторая. Глава XII).

Мне повезло - я оказалась на вилле в полном уединении. Могла бродить вокруг без всякого стеснения и предаваться своей тайной страсти - восторженному фотопреклонению архитектурному шедевру. Быть с такой фантастической идеальной гармонией наедине - непередаваемое ощущение! Чистые формы, основные объемы виллы - куб и сфера - символизируют идеальные платоновские математические объекты, может быть, поэтому кажется, что вилла Ротонда - это воплощение идеальной виллы самой по себе? Такое ощущение, что в этом месте соединяются умопостигаемый мир идеальной архитектуры и физический мир камня, штукатурки и черепицы. Храм разума и чувства одновременно. 

Подойдешь поближе,


потом вплотную,


поднимешься по ступенькам на портик - обнаружишь уютную скамеечку.


Наверху - строгость ионического ордера:


прямо перед глазами - обратная перспектива, к воротам,


посмотришь налево - садится ласковое средиземноморское солнце
(как, наверное, спасает этот портик в жаркие июльские деньки!),


вздумается прогуляться - любуешься древними статуями

 
(подлинники небось, даром что одни из первых садовых скульптур в мире). 


Авторами скульптур являются мастера Джамбаттиста Альбанезе и Лоренцо Рубини.


Лоренцо Рубини выполнил статуи, установленные на стенах подъездной аллеи,


а Джамбиттиста Альбанезе - те, которые стоят на портиках и крыше виллы.




Одна из самых выразительных, на мой взгляд, фигур - вот эта женская.




Гуси-лебеди прямо на главный фронтон виллы смотрят.


Вечные свидетели совершества человеческого гения...






Кое-где - запущенные полутемные уголки, с шуршащей листвой под ногами...


А где-то - залитые вечерним мягким светом...


Позади виллы, у обрыва, есть небольшой колодец.


Со стороны оврага фотографировать получается только совсем снизу.
Если бы меня кто-нибудь страховал, я бы залезла на парапет и прошлась по нему,
сделав еще пару кадров, но рядом никого не было, кроме каменных изваяний...


И пусть внутреннее великолепие мне сегодня недоступно,
тут даже из подворотни открываются такие виды, что пока на этом можно остановиться.




Тем более что мне пора расставаться с этим памятником, чтобы успеть к соседнему.


Стараюсь в последний раз окинуть взглядом все великолепие сада...
Даже в поля времени выйти нет, чтобы снять виллу оттуда...


Ведь совсем рядом, на другом холме, находится другая известная палладианская вилла.


К ней ведет такая вот каменистая тропа (шла я по ней и думала, сколько же ей веков?)


Итак, прощаемся с виллой Капра, вперед - к вилле Вальмарана деи Нани, убежищу карликов!
Виллой карликов владеет другая ветвь семейства Вальмарана, внутри нее - фрески Тьеполо.
Последний прощальный взгляд на виллу Альмерико-Капра-Вальмарана La Rotonda:


Надеюсь, вас не слишком утомило обилие кадров.
Обычно я стараюсь выбрать самые удачные, но тут не удержалась, так меня заворожила эта красота...
Ну а для более вдумчивого проникновения в творчество Палладио могу порекомендовать эту статью.
Tags: architecture, excursion, italy, palladio, photo, sculpture, vicenza, villa
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments