?

Log in

No account? Create an account
Италия. Виченца. Андреа Палладио. Вилла Ротонда (Альмерико-Капра). - Примечания о несбывшемся [entries|archive|friends|userinfo]
Miranda

[ website | mirandalina.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Италия. Виченца. Андреа Палладио. Вилла Ротонда (Альмерико-Капра). [Mar. 1st, 2012|12:26 pm]
Miranda
[Tags|, , , , , , , ]

Когда-то я была без ума от готики. И, конечно, готика прекрасна, особенно когда сталкиваешься с ней редко. Но готика несоразмерна человеку, она необозрима, втиснута, как правило, в узкие переулки старого города (исключение - английская готика), ее по-человечески не снять, только с искажением пропорций и потерей ощущения полета. Темнота и мрачность готических старинных соборов иногда бывает очень тяжела для восприятия, особенно когда древние витражи (одно из главных сокровищ готики) сохранились плохо или не видны во всей своей красе из какого-нибудь угла деамбулатория.
Архитектура Греции, Рима и Ренессанса, напротив, правильна и естественна, это круг, вписанный в квадрат, равнобедренный треугольник, прямоугольник, идеальная симметрия, удачно укладывающаяся в объектив. Конечно, и к ней нужно подходить почтительно, немного издалека, но чтобы обозреть ее, вертолет не нужен. И даже если пропорции постройки намного превосходят человеческий рост, если чувствуешь себя немного растерянным, как, например, в Пантеоне, эта растерянность и головокружение от взгляда на свод купола довольно быстро сменяются ощущением равномерности, ритма и соизмеримости членений. В этом отношении виллы даже предпочтительнее храмов, так как великие соборы Европы, как правильно, - наследники очень древних традиций, зачастую это большое нагромождение различных элементов, оставшихся от прежних стилей (готика на романике, барокко на готике, неоклассика на барокко, приправленные толикой маньеризма, а иногда даже еще и модернизм сверху).
Вилла же или усадьба дает возможность изначально выбрать определенный образ, направление, создать законченное произведение. И если хозяева будут обращаться с ней бережно, не переделывая в угоду сиюгодичным хозяйственным нуждам и вкусам, то созерцание такого здания, отмеченного налетом времени, будет доставлять истинное наслаждение. Знаменитое творение Андреа Палладио вилла Альмерико-Капра, более известная как вилла Ротонда, - именно такой случай. С хозяевами ей невероятно повезло. В Европе сохранилось множество частных замков, вилл и резиденций, которые являются архитектурными памятниками, но чаще всего в таких местах для осмотра доступно не все пространство, вход туда недешев по сравнению с государственными музеями, а съемка часто вовсе запрещена.


Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 24-105 f/4L IS USM,
Canon EF 70-200 f 4L IS USM, Canon EF 15 f/2.8 Fisheye.

С 1911 года вилла Ротонда принадлежит ветви знатного итальянского графского рода Вальмарана. И до последнего времени ею владел человек, влюбленный в творчество Андреа Палладио, сделавший очень многое для пропаганды принципов палладианства в Америке - профессор архитектуры Виргинского университета Марио Вальмарана. В октябре 2010 года он скончался. Я очень надеюсь, что его наследники будут столь же щедры к посетителям, позволив и дальше беспрепятственно посещать и изучать этот великий шедевр. Конечно, посещения регламентированы, и зимой внутренний объем неотапливаемого памятника, понятное дело, закрыт, однако вход на территорию открыт в любое время года. И я даже рада, что не попала внутрь, да я и не стремилась, потому что впечатлений и так хватило с лихвой.


Вилла Капра расположена в пригороде Виченцы, доехать туда быстро - несколько минут на автобусе,
но сам автобус ходит раз в полчаса. Это был последний пункт моей программы в Виченце, финальный аккорд.
Добралась я до виллы, когда день клонился к закату. У ворот меня встречал такой вот чудный пёсик:


Когда входишь на территорию, глазам предстает перспектива в виде "коридора"
между хозяйственными постройками (они более позднего времени,
их архитектор - Винченцо Скамоцци, ученик Палладио):


Вилла расположена на небольшом холме (отроге горной гряды Берико).


Вилла венчает холм, ротондальный купол - виллу, на самом верху фронтона - статуя древнеримского бога,


под статуей - родовой герб Капра и часть надписи, гласящей о том,
братья Капра собираются превратить виллу, предназначенную для элегий,
в сельскохозяйственное владение, во имя преумножения славы и богатства их рода.


Фишаем пытаюсь охватить пространство главного портала
(хотя главный он условно, ведь вилла Ротонда абсолютно симметрична).

Вилла Ротонда - один из лучших примеров умения Палладио вписать архитектуру в ландшафт, он первым в новой истории ввел вообще это понятие. Как выразился однажды Павел Муратов, "вилла и дворец были для Палладио столь же органичны, как свободно растущее дерево и живой человек". Впоследствии это стало общим местом и достигло пика в садово-парковых грандиозных ансамблях... Интересно, понравились бы Палладио современные экологические архитектурно-ландшафтовые проекты? Думаю, вряд ли, он посчитал бы их принижающими достоинство такого высокого божественного творения, как человек... Хотя, с другой стороны, в некоторых своих сооружениях Палладио был очень аскетичен и минималистичен.
  
Вот как описывает окружающий пейзаж сам Палладио в своем знаменитом трактате "Четыре книги об архитектуре":
"Это место — самое красивое и приятное, какое только можно себе вообразить; оно расположено на небольшом, легкого подъема пригорке, омываемом с одной стороны судоходной рекой Бакильоне, а с другой окруженном приятными холмами, являющими вид как бы большого амфитеатра, сплошь возделанными и изобилующими роскошными плодами и отличными виноградниками. Со всех четырех сторон фасада устроены лоджии, и с каждой стороны наслаждаешься чудесным видом: одним — близко, другим — подальше, а еще другим — граничащим с горизонтом" (Книга вторая. Глава III).

Вилла ориентирована углами по четырем сторонам света и спроектирована так, чтобы в каждом ее помещении свет в течение дня распределялся равномерно. Кстати, нужно сделать оговорку: с противоположной воротам стороны вилла стоит на самом краю холма, у обрыва, поэтому центрированность ее в пейзаже условна.

Зато виды с холма действительно радуют глаз далями и легкой дымкой.


В дали внимательно вглядываются статуи, расставленные по периметру площадки.


Если здесь так красиво зимой, что же должно быть весной и летом!


Конечно, в теплое время года это настоящий рай для наслаждения природой и архитектурой.
Ведь именно для этого должны, по мнению великого зодчего, строиться загородные дома.

Дадим ему слово: "Конечно, городские дома всячески должны способствовать роскошной и удобной жизни дворянина, принужденного жить в них все то время, которое он посвящает государственным и личным делам. Однако не меньшую, быть может, пользу и не меньшие утехи получает он в своей вилле, где он проводит остальное время, обозревая и украшая свои владения и умножая свой достаток, как заботливый и искусный сельский хозяин; где к тому же, благодаря обилию движений, которые он, живя в своей вилле, совершает пешком и верхом, тело скорее сохранит здоровье и силу, и где, наконец, душа, утомленная городскими треволнениями, находит великое отдохновение и утешение и на досуге может предаваться наукам и созерцанию. Недаром ради этого древние мудрецы часто прибегали к уединению в подобных местах, где, принимая добродетельных друзей и родных, располагая домами, садами, источниками и подобными усладами, а главное собственной добродетелью, они легко могли достигать самой блаженной жизни, какая только доступна нам на этом свете" (Книга вторая. Глава XII).

Мне повезло - я оказалась на вилле в полном уединении. Могла бродить вокруг без всякого стеснения и предаваться своей тайной страсти - восторженному фотопреклонению архитектурному шедевру. Быть с такой фантастической идеальной гармонией наедине - непередаваемое ощущение! Чистые формы, основные объемы виллы - куб и сфера - символизируют идеальные платоновские математические объекты, может быть, поэтому кажется, что вилла Ротонда - это воплощение идеальной виллы самой по себе? Такое ощущение, что в этом месте соединяются умопостигаемый мир идеальной архитектуры и физический мир камня, штукатурки и черепицы. Храм разума и чувства одновременно. 

Подойдешь поближе,


потом вплотную,


поднимешься по ступенькам на портик - обнаружишь уютную скамеечку.


Наверху - строгость ионического ордера:


прямо перед глазами - обратная перспектива, к воротам,


посмотришь налево - садится ласковое средиземноморское солнце
(как, наверное, спасает этот портик в жаркие июльские деньки!),


вздумается прогуляться - любуешься древними статуями

 
(подлинники небось, даром что одни из первых садовых скульптур в мире). 


Авторами скульптур являются мастера Джамбаттиста Альбанезе и Лоренцо Рубини.


Лоренцо Рубини выполнил статуи, установленные на стенах подъездной аллеи,


а Джамбиттиста Альбанезе - те, которые стоят на портиках и крыше виллы.




Одна из самых выразительных, на мой взгляд, фигур - вот эта женская.




Гуси-лебеди прямо на главный фронтон виллы смотрят.


Вечные свидетели совершества человеческого гения...






Кое-где - запущенные полутемные уголки, с шуршащей листвой под ногами...


А где-то - залитые вечерним мягким светом...


Позади виллы, у обрыва, есть небольшой колодец.


Со стороны оврага фотографировать получается только совсем снизу.
Если бы меня кто-нибудь страховал, я бы залезла на парапет и прошлась по нему,
сделав еще пару кадров, но рядом никого не было, кроме каменных изваяний...


И пусть внутреннее великолепие мне сегодня недоступно,
тут даже из подворотни открываются такие виды, что пока на этом можно остановиться.




Тем более что мне пора расставаться с этим памятником, чтобы успеть к соседнему.


Стараюсь в последний раз окинуть взглядом все великолепие сада...
Даже в поля времени выйти нет, чтобы снять виллу оттуда...


Ведь совсем рядом, на другом холме, находится другая известная палладианская вилла.


К ней ведет такая вот каменистая тропа (шла я по ней и думала, сколько же ей веков?)


Итак, прощаемся с виллой Капра, вперед - к вилле Вальмарана деи Нани, убежищу карликов!
Виллой карликов владеет другая ветвь семейства Вальмарана, внутри нее - фрески Тьеполо.
Последний прощальный взгляд на виллу Альмерико-Капра-Вальмарана La Rotonda:


Надеюсь, вас не слишком утомило обилие кадров.
Обычно я стараюсь выбрать самые удачные, но тут не удержалась, так меня заворожила эта красота...
Ну а для более вдумчивого проникновения в творчество Палладио могу порекомендовать эту статью.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: aramis7
2012-03-01 06:20 pm (UTC)
классно)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ejenye
2012-03-05 08:19 pm (UTC)
Просто потрясающе красиво...Спасибо за "обилие кадров"!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexjourba
2012-03-07 07:22 pm (UTC)
Великий памятник и отлично снято! Спасибо)
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: theofilakt
2012-03-11 06:53 am (UTC)
Как безлюдно и величественно там весной! Как будто даже запах почувствовала.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: taxipro
2012-08-07 04:54 pm (UTC)
+100!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2012-08-15 08:52 pm (UTC)

No title

Пользователь a_barhin сослался на вашу запись в «No title» в контексте: [...] http://mirandalina.livejournal.com/313465.html [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sergey_vg
2014-01-26 01:59 pm (UTC)
Вы смогли передать атмосферу места своими фотографиями, там очень уютно и приятно
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2014-01-26 05:14 pm (UTC)
Спасибо! Весной там, видимо, еще приятнее (я-то зимой была), и внутрь пускать должны...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2015-01-17 12:02 am (UTC)

<b>Италия. Виченца. Андреа Палладио. Вилла Ротонда (А

Пользователь pdwarf сослался на вашу запись в своей записи «<b>Италия. Виченца. Андреа Палладио. Вилла Ротонда (Альмерико-Капра).</b>» в контексте: [...] posted by at <b>Италия. Виченца. Андреа Палладио. Вилла Ротонда (Альмерико-Капра).</b> [...]
(Reply) (Thread)