Miranda (mirandalina) wrote,
Miranda
mirandalina

Categories:

Италия. Чертоза ди Павиа.

Этот монастырь - один из самых великолепных архитектурных ансамблей Европы. Его название (Чертоза) - собирательное, происходит от "Chartreuse" (лат. Cartusia) - названия горного массива Шартрёз во Франции, возле которого еще в XI веке был основан орден картезианцев и устроена одноименная обитель. Построен этот итальянский монастырь был по приказу знаменитого итальянского правителя - герцога миланского Джованни Галеаццо Висконти III во исполнение обета, данного им и его женой Екатериной Висконти Деве Марии (если родится наследник, построить роскошный картезианский монастырь и дать мальчику второе имя "Мария"). (Эта супружеская пара так хотела мальчика, что даже начала строить огромный миланский собор, чтобы задобрить небеса). К строительству, которое началось в 1396 году, были привлечены мастера, возводившие миланский собор, и начаты работы были в готическом стиле, но, как всегда, строительство велось долго, продолжили его другие выдающиеся миланские герцоги - Сфорца (потомки Висконти), а именно - Франческо Сфорца и его сын Лодовико, прозванный Моро. Соответственно, очень много в соборе от архитектурных традиций Ренессанса.
Одним из основных архитекторов Чертозы близ Павии был Джунифорте Солари (отец Пьетро Антонио Солари, архитектора Грановитой палаты и башен нашего Кремля), зодчий миланского собора и церкви Санта Мария делле Грацие, в трапезной которой Леонардо экспериментировал со своей "Тайной вечерей". Среди многих других мастеров нужно особенно отметить Джованни Антонио Амадео, благодаря чьему таланту скульптора фасад храма Чертозы столь впечатляюще и затейливо украшен, а также живописцев Винченцо Фоппа и Амброджио Бергоньоне, которые украсили интерьер храма своими запоминающимися работами.
Своей красотой и эклектичностью, причем на редкость удачной, павийская Чертоза вызвала у меня ассоциации с другой жемчужиной северной Италии - венецианским собором Сан Марко, хотя, конечно, это совершенно разные памятники архитектуры.

Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 24-105 f/4L IS USM.


Освящение храма Чертозы провели в 1497 году, но отделкой продолжали заниматься еще несколько лет.
Прежде всего, конечно, хочется рассмотреть великолепный фасад из различных пород мрамора.


На консолях - скульптуры святых (в том числе св. Бруно Кёльнского, основателя ордена
картезианцев), ангелов, символические изображения добродетелей.


Рассматривать мраморную резьбу, интарсии,
искусные рельефы и скульптуры можно бесконечно долго.


Резьбой и рельефами покрыта практически вся поверхность, однако впечатления перегруженности
не создается, так как архитектурные элементы фасада удачно сбалансированы.
Портал создал скульптор Бенедетто Бриоско по эскизам Дж.А. Амадео и Дж.Дж. Дольчебуоно.


Такая искусная работа по камню уже сама по себе превращает этот храм в шедевр
эпохи Ренессанса, который можно уподобить прекрасной каменной шкатулке.

Интересной особенностью украшения фасада является наличие в нижнем ярусе рельефных медальонов с изображениями римских императоров, некоторые из которых были жестокими гонителями христиан (тот же Нерон, например). Они расположены в самом низу, у подножия, к сожалению, я их не сняла, хотя эти маленькие медальончики тоже, вероятно, с портретами итальянских властителей.



Возможно, царь Давид:

Сюжеты из священной истории перемежаются сюжетами из греко-римской мифологии. Однако никого все эти противоречия не смущают, мы же в Италии - колыбели европейской цивилизации, где многие века и даже тысячелетия бурлит культурная жизнь.



Самые искусные рельефы расположены на стенах портала.
Этот повествует о закладке первого камня.
Говорят, фигура герцога имеет с Джан Галеаццо Третьим портретное сходство.


А это, возможно, кто-то из пророков.
Жаль, не купила я путеводителя по монастырю, вдруг там есть подробное описание...


Какая-то похоронная процессия... По идее, из истории монастыря.

Так вот, как я написала выше, храм Чертозы подобен филигранной шкатулке. А что предполагает шкатулка? Правильно, драгоценности! Чертоза полностью оправдывает это сравнение, самое интересное - внутри. Однако здесь посетителей ожидает "капля дёгтя" - внутри фотографировать запрещено! Причем совершенно непонятно, почему. (Но лучше не буду развивать эту тему, подобные запреты всегда сильно выводят меня из себя). Хорошо еще, что я не сразу узнала о запрете и несколько кадров мне удалось сделать.



Готические своды богато расписаны: глубокий синий оттенок "небосвода" украшают
золотые звезды, нервюры обрамляют растительные и геометрические узоры...




Фрески купола:


По периметру храма расставлены скульптуры, большинство из которых выполнено весьма умело.


Апостолы, папы, святые...







В трансепте и алтаре поснимать не удалось. А там чего только нет: и надгробие Висконти (Джан Галеаццо Третий похоронен здесь), и потрясающая фреска в конхе с изображением Богоматери и герцогов миланских на пронзительно голубом фоне (ее фото можно рассмотреть в Википедии), и необыкновенные деревянные хоры, и ризница, и рельефы, и статуи, и картины других мастеров Возрождения и более поздних эпох. И это при том, что многие произведения искусства, ранее находившиеся в монастыре, сейчас разбросаны по разным музеям и частным собраниям мира. В левой части трансепта - надгробие в виде двух беломраморных фигур, спокойно и прямо лежащих на каменной супружеской постели. Это Лодовико Сфорца и его обожаемая жена, умершая в раннем возрасте, - Беатриче д'Эсте, младшая сестра знаменитой примадонны итальянского Ренессанса.
Однако это еще не все сокровища Чертозы. Вместе с монахом-экскурсоводом можно попасть в другие части комплекса. Монастырь задумывался как картезианский, а этот католический монашеский орден предполагает уединение каждого из братьев и обет молчания. В пору расцвета здесь жили двадцать четыре монаха. Всего лишь, да! У каждого монаха была своя келья (трехкомнатная!) с собственным небольшим двориком, вот таким:


В стене каждой из келий до сих пор есть отверстие с деревянной полочкой-вертушкой, с помощью которой миска с едой оказывалась в комнате, чтобы не нарушать покой брата-молчальника. Разговаривать разрешалось только во время общих прогулок или выходов за пределы монастыря по какому-либо поручению. К храму примыкает малый двор с цветником, в нем небольшой фонтанчик работы Дж.А. Амадео. Отсюда открывается прекрасный вид на купол собора и кирпичные террасы с полукруглыми арками, тонкими колонками, изящными башенками, черепицей и прочим декором.



Над терракотовыми рельефами и орнаментами постарался мастер из Кремоны
Ринальдо де Стаурис в сотрудничестве с братьями Кристофоро и Антонио Монтегацца.




Из малого двора переходим в большой, куда выходят монашеские кельи.
Каждый домик - это и есть одна келья, состоящая из трех маленьких помещений.


Интересно, что сейчас монастырь принадлежит другому католическому ордену - цистерцианцам.
А цистерцианцы не приемлют богатого убранства, по крайней мере декларируют это, хотя так же,
как и картезианцы, ведут созерцательный образ жизни и занимаются научной деятельностью.
Однако в былые времена это был очень богатый и влиятельный орден.


Напоследок - росписи вестибюля при выходе с территории Чертозы,
работы Бернардо де Росси 1508 года.




Счастливого пути на м желает странная какая-то птичка,
больше похожая на летающую змею. :)

Ну а на память об этом чудесном месте в монастырской лавке можно купить ликёр "шартрёз" (крепость желтого "шартрёза" аж 90°! по сути, это спирт, настоенный на лимонной цедре), мёд, мармелад, лечебную настойку и другие сувениры.
Tags: architecture, certosa_di_pavia, excursion, italy, photo, sculpture
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments