?

Log in

No account? Create an account
Равенна. Баптистерий православных. - Примечания о несбывшемся — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Miranda

[ website | mirandalina.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Равенна. Баптистерий православных. [Jun. 1st, 2011|09:55 am]
Miranda
[Tags|, , , , , , ]

Много кадров ждут своей очереди месяцами, чтобы вы их увидели (многие так и не дождутся). Часто я даже обрабатываю, подготавливаю снимки для веба, но они все равно так и лежат на жестком диске - нужно и время, а главное, настроение. Из равеннских мозаик я показывала только те, которые украшают мавзолей Галлы Плацидии. Прочитав отчеты Ани о подготовке к занятиям и экзамену по византийскому искусству, я начала вспоминать прошлогоднюю нашу с Оксаной незабываемую поездку по Италии и чудесный день, проведенный в Равенне. Настал черед показать мозаики баптистерия православных - сооружения, интерьер которого произвел на меня особенно светлое впечатление, то ли из-за того, что в помещении действительно светлее, чем в других культовых постройках Равенны, то ли из-за оттенка синего цвета, который использован в смальте, то ли из-за общей гармонии образов.
Мозаики этого баптистерия относятся ко 2 половине V века, времени правления епископа Неона (отсюда - еще одно название, т.е. баптистерий Неона, Неонианский баптистерий). Сама постройка древнее мозаик на несколько десятилетий, возведена она на руинах римских сооружений, как это часто бывает в Италии, а именно - терм. Центральная тема баптистерия - это, естественно, таинство крещения. В куполе изображена сцена Крещения Господня (Богоявления) в окружении апостолов, далее идет пояс с престолами и епископскими кафедрами, в мраморных вставках - фигуры пророков, композицию дополняют многочисленные растительные мотивы.
В мозаичном убранстве наблюдается определенная степень преемственности с античной традицией, однако на первый план выступает выработка нового изобразительного языка согласно становлению сложной христианской догматики: пропорциональность и симметричность архитектурных деталей, мраморные горельефы, ионический ордер, свобода в изображении образов (особенно апостолов - их лики переданы очень живо, даже эмоционально, с выраженной индивидуальностью черт), использование аллегорий (стоящий рядом с Христом старик символизирует дух реки Иордан), сдержанные тона, последовательность литературной повествовательности - все это сочетается со взволнованной динамикой силуэтов и условностью изображения, четкими контурами и тенями, отсутствием правильной перспективы, масштабов и объемности, упором на одухотворенность евангельского сюжета.


Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 24-105 f/4L IS USM, Canon EF 15 f/2.8 Fisheye,
Canon EF 70-200 f 4L IS USM, телеконвертер Canon Extender EF 1.4x II.



Так выглядит баптистерий снаружи.
Он представляет собой восьмигранник.


В центре расположена купель из мрамора, отделанная снаружи порфиром
(она была переделана в XVI в., но основные черты сохранила).
Самая высокая деталь купели - это амвон,
с которого священник вел таинство крещения.
Нынешние языческие нравы заставляют некоторых
суеверных посетителей бросать в нее монетки, при этом
эти люди совершенно не осознают порождаемого противоречия
и даже абсурдности данной ситуации.


В одной из ниш установлен престол, который относят к VI веку.


Рассмотрим декор по порядку, снизу вверх.
Над нижними колоннами - первые мозаичные фигуры.
Вероятно, это пророки, их должно быть восемь, по одному на каждую грань
восьмиугольного пространства, должно быть, те, которые особенно
явно предвозвестили воплощение Бога на земле.


Поскольку на тот момент иконография еще не устоялась,
ее только начали вырабатывать, определить,
кто есть кто среди пророков, затруднительно.


Обычно пророки держат в руках свитки со своими пророчествами.
Фигуры пророков в виде мраморных горельефов отличаются
особенно свободными позами (пророк слева, например, выставил
вперед ногу, так что она оказалась за границей рамы).


Над пророками - райские сады с удивительными растениями и птицами.


Роскошные цветы и деревья - символы христианских душ,
приносящих добрые плоды.


Кое-где мраморные элементы растительного узора сохранились,
но в основном от них остались только белые следы на цветном фоне.
Внизу этого кадра и предыдущего можно увидеть также
аллегорические горельефы из мрамора.


Видно также, что люнеты над окнами раньше были расписаны
(в какой исторический период, правда, непонятно).
В ярусе пышных райских деревьев есть особенно торжественно украшенные престолы.
Это "престолы уготованные" (этимасии). В конце времен Христу уготован престол,
на который Он воссядет для того, чтобы вершить Последний (Страшный) Суд.
Престолы изображены четыре раза (вероятно, для пущей значительности и симметрии).


"Престолы уготованные" чередуются с престолами, на которых лежат Евангелия,
и с епископскими тронами (кафедрами).
Причем епископские троны имеют форму типично римской мебели
(округлые ножки оканчиваются львиными лапами).
На сидениях тронов лежат вышитые мягкие подушки.


Так выглядит декор в целом:


Теперь перейдем к центральной теме убранства баптистерия.
Это Крещение, понимаемое в глобальной исторической перспективе,
то есть приводящее человека в Небесный Иерусалим.
Первыми проводниками божественной благодати,
дарованной Христом человечеству, явились апостолы.
Они держат в руках венцы (короны), которые они наденут,
когда воссядут судить двенадцать колен Израилевых.


Все апостолы выглядят, как реальные живые люди, со своими особенностями внешности,
изображены они в разных позах, кто-то из них смотрит на соседа, кто-то - прямо на зрителя,
кто-то седой и бородатый, а кто-то даже без усов, цвет кожи тоже разный,
кто-то из них стоит прямо и устойчиво, а кто-то чуть ли не бежит.


Одеты апостолы в белые и золотые одеяния (при этом могут быть сине-сизые складки),
нимбы отсутствуют. Искусствоведы толкуют бело-золотые полотна, ниспадающие
с центрального круга, как "радиальные лучи благодати", однако мне это кажется преувеличением.
Если бы это были лучи благодати, то они шли бы, словно ассист,
непосредственно от золотого фона, на котором изображено Крещение Христа.
Но на увеличенных фрагментах видно, что испадающие драпировки крепятся на внешнем красном круге.
Ну ладно, это несущественные детали...


В центре всей композиции - сцена Крещения Спасителя.
Слева, соответственно, Иоанн Креститель с посохом в виде креста и небольшим черпаком,
над Христом - Святой Дух в виде голубя,
справа - дух реки Иордан (держащий в руках полотенце или хитон и пальмовую ветвь).


Прозрачная вода передана очень искусно.
Можно рассмотреть еще ближе:


Напоследок - еще один кадр мозаичного купола, состоящего из трех делений.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: livejournal
2013-04-20 03:24 am (UTC)

<b>Равенна 5. </b>

Пользователь rvs16 сослался на вашу запись в записи «<b>Равенна 5. </b>» в контексте: [...] Оригинал взят у в <b>Равенна. Баптистерий православных.</b> [...]
(Reply) (Thread)