Часть 1 (вид снаружи), часть 2 (конференц-зал), часть 3 (коридор и лекторий). Самое красивое помещение в Странноприимном доме - это великолепный храм, который располагается по центру здания в полуротонде. В храме три престола: центральный - в честь Святой Живоначальной Троицы, южный - святителя Николая Чудотворца (святого покровителя Николая Петровича), северный - святителя Димитрия Ростовского (святого покровителя сына графа). Интерьер храма задуман Джакомо Кваренги, росписи и иконы выполнены итальянским живописцем, работавшем в России, - Доменико Скотти (из этой фамилии более известен его брат Джованни Батиста), а автором двух горельефов и лепнины выступил скульптор Гавриил Тихонович Замараев. Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 24-105 f/4L IS USM.
Храм был закрыт после революции, деревянные иконостасы двух приделов были разобраны (иконостас центрального придела оставался, но сохранял лишь ордерную основу), иконы сняты, а само название "Странноприимный дом" было упразднено. Как известно, в здании разместилась Московская городская станция скорой медицинской помощи, а с 1923 года - один из корпусов НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Ценности (даже паркет) были частично разворованы, частично оказались в музеях, росписи были замазаны краской и побелкой. "Склиф" разрастался, здание ветшало, рушились перекрытия, на стенах поселился грибок, а под куполом храма - голуби. Наконец, рядом было выстроено новое здание, а Дом было решено превратить в музей медицины (эта идея принадлежит хирургу Сергею Сергеевичу Юдину, который был не только выдающимся врачом, но и верующим человеком, он пожертвовал свою Сталинскую премию на восстановление живописи храма, стал в нем церковным старостой). В 1954 году было принято решение о реконструкции архитектурного ансамбля. Далее привожу цитаты из брошюры "Странноприимный дом - Традиции милосердия - Медицинский музей". Авторы-составители: Б.Ш. Нувахов, Т.А. Щорс. М., 1993. «Под руководством архитектора А. Шайхета укрепляются и частично обновляются обветшавшие конструкции, удаляются позднейшие перекрытия и перегородки, реставрируются элементы декора, литье, прекрасные хрустальные люстры. Частично восстанавливается живопись. (...) Тяжелая и кропотливая работа реставраторов, детальное изучение огромного архивного материала (переписка Е. Назарова, Д. Кваренги с Н.П. Шереметевым, старинные гравюры и литографии, фотографии, поэтажные планы, отчеты...) позволили в 70-х годах (архитекторы И. Ильенкова, позднее Е. Жаворонкова) восстановить центральную часть здания с вестибюлями, элементы декора, архитектурные детали фасада и интерьера. (...) Впереди огромная работа по восстановлению ансамбля. Стоит полуразрушенная, как после артобстрела, прекрасная когда- то Столовая зала, и ничто не напоминает о ее былом великолепии. (...) Вот и стоит по этой причине 15 лет без окон и дверей, обдуваемый со всех сторон ветрами, омываемый кислотными дождями, продолжая разрушаться, построенный по проекту Джакомо Кваренги Спасский флигель Странноприимного дома, пока не исчезнет с лица земли еще один памятник архитектуры. (...) В 1971 году был составлен проект реставрации всего здания. А в 1986 году осуществилось заветное желание великого ученого и хирурга С.С. Юдина. В бывшем Странноприимном доме графа Шереметева разместился Центральный музей медицины, который в октябре 1991 года получил статус Научно-исследовательского центра "Медицинский музей" РАМН. Здесь же получили прописку "Российский дом милосердия" и издательство "Медицина и милосердие"».

В 2000-е годы реставрация была продолжена. Реставраторы использовали авторские листы Дж. Кваренги с изображением фасадов и храмового интерьера и многочисленные фотоматериалы. Интерьерными работами заведовала "Спецпроектреставрация". Ее сотрудникам удалось восстановить интерьер Странноприимного дома практически в первозданном виде. Иконостасы храма были восстановлены, религиозная живопись Скотти поновлена, были написаны новые иконы по старым фотографиям. В куполе располагается фреска "Триипостасный Бог во Славе" (по другой версии - "Торжество Креста на Небе"). Святой Дух парит в центре композиции в виде голубя, Его окружают ангелы, держащие в руках орудия Страстей Господних, кадила, музыкальные инструменты и прочие символы. Существует стойкое предание, что двое ангелов имеют портретное сходство. Маленький ангелочек с пальмовой ветвью и колосьями похож на малолетнего сына Николая Петровича - Дмитрия:
 Во время экскурсии я не совсем поняла, который из ангелов имеет сходство с чертами Прасковьи Ивановны Жемчуговой, сняла покрупнее ангела с арфой, но источники в интернете утверждают, что это другой ангел - с бубном (к счастью, он тоже в этой части росписи, с левого края):  Вероятно, так и есть. Потому что по сохранившимся портретам графини ( _1_, _2_, _3_, _4_, _5_, _6_) видно, что ее нос был узок и несколько изогнут. А ангел с арфой вообще, наверное, мужеского полу. В парусах, как это принято, - изображения евангелистов:   Центральный иконостас:  Если встать к центральному иконостасу спиной, будут видны хоры, поддерживаемые красивой колоннадой из искусственного мрамора:  Горельеф "Избиение царем Иродом младенцев":  Северный придел посвящен, как я уже упоминала, святителю Димитрию Ростовскому:  В другом приделе - горельеф "Воскрешение Лазаря":  Алтарь южного придела освящен в честь святителя Николая, епископа Мир Ликийских, Чудотворца:  Материал колонн очень приятного оттенка, от него как бы исходит тепло. 
|