Miranda (mirandalina) wrote,
Miranda
mirandalina

Categories:

Москультпрог: старообрядческий храм на Белорусской

Церковь свт. Николая Чудотворца у Тверской заставы была построена в начале XX века (1914-1921 гг.) в стиле древних белокаменных новгородских храмов. С 1935 по 1993 гг. она не использовалась по назначению. Затем начались работы по реставрации и росписи храма, которые были проведены грамотно и успешно (как известно, старообрядцы - отличные реставраторы, в силу почитания старинных икон).
Прогулку вел краевед Александр Фролов, а по самому храму нас водил староста Александр Васильевич, весьма колоритный мужчина с определенной степенью харизмы, ненавязчиво проповедую правоту "старой веры". Одет Александр Васильевич был в кафтан, в руках его была лестовка - старообрядческие чётки (непрестанно молиться по чёткам обязаны у старообрядцев не только монахи, но и миряне).
Любопытно, что старообрядцы не используют электричество (за исключением подсобных помещений и притвора), во время богослужений горят только свечи и лампады. Экскурсия наша проходила вечером, небо было обложено тучами, шел дождь, поэтому внутри было темно, и даже моей довольно мощной вспышки, увы, не хватило для полноценного освещения во время фотосъемки. Это, должно быть, худшая архитектурная съемка в моей жизни, однако у других посетителей и вовсе не было зеркалок с внешними вспышками, поэтому я все-таки решила свои кадры показать. Художественностью и техничностью они не отличаются, однако общее представление по ним получить можно, особенно если вы в старообрядческий храм никогда не захаживали.
Человеку светскому и неспециалисту непросто было бы сходу разобраться, в храм какой конфессии он попал, если бы не объявления, развешанные в притворе, гласящие "Если вы не старообрядец, вам во время службы не следует: проходить в основное помещение храма; прикладываться к иконам; совершать внешние молитвенные действия (креститься, кланяться); фото- и видеосъемка только с разрешения настоятеля храма".


Древних икон в этой церкви почти нет (самая древняя - вот эта, святых Зосимы и Савватия, XIX в., основа XVII в. почти не заметна),


иконостас - новодел (еще не полностью заполненный), поэтому издалека может показаться, что вы попали в обыкновенный православный храм, который на стадии восстановления.




Однако если начать присматриваться, замечаешь изображения не троеперстия, а двуперстия, надпись имени Христа не с двумя буквами "и", а с одной, непременный восьмиконечный крест, специфические иконы (например, священномученика Аввакума) и проч.


Пространство главного придела не имеет столпов, свод держится на перекрытиях.




Скамейки, ковры и стопки молитвенных ковриков ("подручников") создают домашний уют.


Подручник - это "особым образом сшитый из лоскутов материи квадрат, простеганный и набитый конским волосом или иным материалом, используемый для того, чтобы полагать на него руки при земных поклонах, поскольку во время молитвы руки должны сохраниться чистыми. Рисунок, по которому сшиваются лоскуты, символизирует девять ангельских чинов. Подручники могут снабжаться ручкой, для того, чтобы было удобнее поднимать подручники с пола, не прикасаясь к полу или к грязной стороне подручника" (сноска).


Провели нас также в придел св.прор. Илии, хотя уже почти стемнело.






Он-то как раз и расписан (в 1990-е годы). Северная стена отдана под вознесение пророка Илии на небо на огненной колеснице,




на южной - Преображение,





а западную я сфотографировать забыла. :)

В куполе - Вседержитель с 12 Апостолами.


Придел очень маленький, особо не повернуться. Под иконами местного ряда - расшитые узорами ткани.


Лично мне очень понравился растительный черно-красно-белый орнамент вокруг икон иконостаса.


Работы по восстановлению храма продолжаются, но медленно.

Вообще, если бы я не знала, что это церковь старообрядческая, то я бы решила, что приход для Москвы довольно бедный. Например, вот расценки на свечи:


Но как обстоит дело в РПСЦ, мне неведомо.

При храме имеется церковная лавка, причем выбор литературы по старообрядчеству в ней самый широкий в Москве.






Еще несколько кадров. Икона Распятия в притворе:


Лестница на второй этаж (там, должно быть, комната настоятеля, клирос и т.п.):


При входе в храм - канун и икона избранных святых (прп. Сергий Радонежский, прор. Илия, свт. Николай, св. Анна Кашинская):


А это - наш экскурсовод Александр Васильевич Антонов, староста храма.


Рядом с ним - уставщица Ольга Ивановна. По обычаю старообрядческих женщин, платок у нее не завязан вокруг шеи, а заколот под подбородком булавкой. (Я недоумеваю, как только эти булавки не вонзаются в горло, когда старообрядки совершают "метания" - земные поклоны...).


Снаружи сейчас храм окружают три огромных офисных монстра. Как сказал Александр Васильевич, картина сия апокалиптическая...


UPD. Для сравнения: вот так храм выглядел раньше.

Tags: excursion, moscow
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments