?

Log in

No account? Create an account
Москультпрог: старообрядческий храм на Белорусской - Примечания о несбывшемся [entries|archive|friends|userinfo]
Miranda

[ website | mirandalina.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Москультпрог: старообрядческий храм на Белорусской [Aug. 8th, 2009|10:26 pm]
Miranda
[Tags|, ]

Церковь свт. Николая Чудотворца у Тверской заставы была построена в начале XX века (1914-1921 гг.) в стиле древних белокаменных новгородских храмов. С 1935 по 1993 гг. она не использовалась по назначению. Затем начались работы по реставрации и росписи храма, которые были проведены грамотно и успешно (как известно, старообрядцы - отличные реставраторы, в силу почитания старинных икон).
Прогулку вел краевед Александр Фролов, а по самому храму нас водил староста Александр Васильевич, весьма колоритный мужчина с определенной степенью харизмы, ненавязчиво проповедую правоту "старой веры". Одет Александр Васильевич был в кафтан, в руках его была лестовка - старообрядческие чётки (непрестанно молиться по чёткам обязаны у старообрядцев не только монахи, но и миряне).
Любопытно, что старообрядцы не используют электричество (за исключением подсобных помещений и притвора), во время богослужений горят только свечи и лампады. Экскурсия наша проходила вечером, небо было обложено тучами, шел дождь, поэтому внутри было темно, и даже моей довольно мощной вспышки, увы, не хватило для полноценного освещения во время фотосъемки. Это, должно быть, худшая архитектурная съемка в моей жизни, однако у других посетителей и вовсе не было зеркалок с внешними вспышками, поэтому я все-таки решила свои кадры показать. Художественностью и техничностью они не отличаются, однако общее представление по ним получить можно, особенно если вы в старообрядческий храм никогда не захаживали.
Человеку светскому и неспециалисту непросто было бы сходу разобраться, в храм какой конфессии он попал, если бы не объявления, развешанные в притворе, гласящие "Если вы не старообрядец, вам во время службы не следует: проходить в основное помещение храма; прикладываться к иконам; совершать внешние молитвенные действия (креститься, кланяться); фото- и видеосъемка только с разрешения настоятеля храма".


Древних икон в этой церкви почти нет (самая древняя - вот эта, святых Зосимы и Савватия, XIX в., основа XVII в. почти не заметна),


иконостас - новодел (еще не полностью заполненный), поэтому издалека может показаться, что вы попали в обыкновенный православный храм, который на стадии восстановления.




Однако если начать присматриваться, замечаешь изображения не троеперстия, а двуперстия, надпись имени Христа не с двумя буквами "и", а с одной, непременный восьмиконечный крест, специфические иконы (например, священномученика Аввакума) и проч.


Пространство главного придела не имеет столпов, свод держится на перекрытиях.




Скамейки, ковры и стопки молитвенных ковриков ("подручников") создают домашний уют.


Подручник - это "особым образом сшитый из лоскутов материи квадрат, простеганный и набитый конским волосом или иным материалом, используемый для того, чтобы полагать на него руки при земных поклонах, поскольку во время молитвы руки должны сохраниться чистыми. Рисунок, по которому сшиваются лоскуты, символизирует девять ангельских чинов. Подручники могут снабжаться ручкой, для того, чтобы было удобнее поднимать подручники с пола, не прикасаясь к полу или к грязной стороне подручника" (сноска).


Провели нас также в придел св.прор. Илии, хотя уже почти стемнело.






Он-то как раз и расписан (в 1990-е годы). Северная стена отдана под вознесение пророка Илии на небо на огненной колеснице,




на южной - Преображение,





а западную я сфотографировать забыла. :)

В куполе - Вседержитель с 12 Апостолами.


Придел очень маленький, особо не повернуться. Под иконами местного ряда - расшитые узорами ткани.


Лично мне очень понравился растительный черно-красно-белый орнамент вокруг икон иконостаса.


Работы по восстановлению храма продолжаются, но медленно.

Вообще, если бы я не знала, что это церковь старообрядческая, то я бы решила, что приход для Москвы довольно бедный. Например, вот расценки на свечи:


Но как обстоит дело в РПСЦ, мне неведомо.

При храме имеется церковная лавка, причем выбор литературы по старообрядчеству в ней самый широкий в Москве.






Еще несколько кадров. Икона Распятия в притворе:


Лестница на второй этаж (там, должно быть, комната настоятеля, клирос и т.п.):


При входе в храм - канун и икона избранных святых (прп. Сергий Радонежский, прор. Илия, свт. Николай, св. Анна Кашинская):


А это - наш экскурсовод Александр Васильевич Антонов, староста храма.


Рядом с ним - уставщица Ольга Ивановна. По обычаю старообрядческих женщин, платок у нее не завязан вокруг шеи, а заколот под подбородком булавкой. (Я недоумеваю, как только эти булавки не вонзаются в горло, когда старообрядки совершают "метания" - земные поклоны...).


Снаружи сейчас храм окружают три огромных офисных монстра. Как сказал Александр Васильевич, картина сия апокалиптическая...


UPD. Для сравнения: вот так храм выглядел раньше.

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: transforma
2009-08-08 06:58 pm (UTC)
а офисные монстры в таком ракурсе ничё смотрятся, как из фантастического фильма -)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2009-08-08 07:00 pm (UTC)
Вам нравится?
К сожалению, это не фантастика, а реальность.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: transforma
2009-08-08 07:02 pm (UTC)
сочетание интересное -)
такой наклон, и храма, и зданий
как космические корабли разных видов
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2009-08-08 07:05 pm (UTC)
Разные это вселенные, это верно.
Вот так храм выглядел раньше. Чувствуете разницу?

Edited at 2009-08-08 07:07 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: transforma
2009-08-08 07:11 pm (UTC)
но это совсем другой мир...
Твердо стоящий на Земле.
А в вашем фото они все устремлены куда-то... (хотя я понимаю, складывается впечатление, что здания слегка "душат" храм), но в космосе места всем хватит...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2009-08-08 07:15 pm (UTC)
Полагаете, всем? Москва, однако, нерезиновая. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: transforma
2009-08-08 07:15 pm (UTC)
Москва, да -)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amypp
2009-08-10 11:17 am (UTC)
Хочу сказать Вам как прихожанин (и крылошанин) этого храма: спаси Вас Христос! Немного комментариев:
Да, работы еще много, но мы стараемся все делать своими силами. Понемногу движется.
Свечки столько стоят у нас в общинах везде - они только восковые, папрфину не приемлем, но хотим сохранять доступность для всех простых людей этого видимого знака молитвы.
Ольга Ивановна вообще говоря, не за ящиком стоит, она - уставщица левого крылоса и вообще замечательный человек, сибирячка. Александр Васильевич Антонов наш староста был одет не в подрясник, а в кафтан (иногда называют его еще азямом). Он несколько отличается от подрясника, который собственно носят попы и дьяконы.
Надеюсь, Вас не обидело предупреждение входящим, но мы были вынуждены его повесить после ряда недоразумений.
ПС: заходите еще :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2009-08-10 11:27 am (UTC)
Я так и думала, что подрясник у вас по-другому называется, но в интернете по-быстрому не нашла. Сейчас исправлю.
А можете пояснить, почему электричества не приемлете?
Ольге Ивановне и Александру Васильевичу большой поклон. Я им обещала фотографии, но кроме тех, где они сняты (еще кадры есть, помимо этих), везти и нечего - качество плохое, позориться не хочу. Эти-то отвезу им, но, скорее всего, уж после того, как из отпуска приеду (на днях уезжаю).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: antikonformizm
2012-08-07 04:10 pm (UTC)

Дорогие amypp и mirandalina!

Благодарю за информацию.
Сам я исповедник Православия РПЦ МП, но есть многие недоступные моему пониманию факты, свидетельствующие в пользу РПСЦ.
Прошу Вас посетить мой журнал, т.к. поднятые в нём вопросы возможно найдут ответы в незнакомой мне пока среде старообрядцев.
Сегодняшняя статья написана как раз под влиянием размышлений на эту тему.
Поиски информации привели меня к сериалу "Раскол" (о реформах Никона и сопротивлении Аввакума), торрент на который я уже сохранил и поставил на закачку (пока не смотрел ни серии), а также на Вашу страничку.
Понравилось принципиальное отсутствие электричества в Храме. Признаться, часто задумывался на эту тему.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2012-08-07 07:14 pm (UTC)

Re: Дорогие amypp и mirandalina!

Ну, я-то к РПСЦ не принадлежу. Но спасибо за интерес к моему фотоотчету! И желаю Вам преуспеть в духовных поисках!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: antikonformizm
2012-08-07 07:28 pm (UTC)

Re: Дорогие amypp и mirandalina!

Отчёт очень информативный. Но помимо знаний, в Вашем журнале я нашёл ещё и большое количество прекрасных фотографий на разные темы. Так что рад, что попал на Вашу страничку. Буду теперь переиодически просматривать.
Удачи Вам.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ex_sashakos
2009-08-10 11:32 am (UTC)
хорошая позиция - публично говорить "картина сия апокалиптическая..." и при этом брать деньги на реставрацию храма от создателей "офисных монстров". впрочем оь этом, вам наверное "забыли" сказать
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: amypp
2009-08-13 05:20 pm (UTC)
деньги на реставрацию нашего храма мы от "офисных монстров" не берем :-)
Впрочем, если бы сии монстры вышли с таким предложением... можно было бы поговорить. Но они предпочитают финансировать госцерковь.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ex_sashakos
2009-08-16 05:13 pm (UTC)
а кто же финансирует ремонт крыши, монтаж ограды?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amypp
2009-08-16 07:13 pm (UTC)
свои християне-предприниматели. Слава Богу, пока такие есть. Ну, правительство Москвы раньше немного помогало.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ex_sashakos
2009-08-16 09:15 pm (UTC)
ok
каждый останется при своем, главное чтобы отреставрировали.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: epistemon
2009-08-10 03:55 pm (UTC)
Обращу ваше внимание, что и в "обычных православных храмах" на большинстве икон двуперстие. Приглядитесь.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2009-08-10 04:01 pm (UTC)
Я в курсе.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: petru44a
2009-09-21 08:20 pm (UTC)
спасибо за экскурсию!
хочу сказать, что знающие традицию женщины, посещающие православные храмы нового обряда, также не завязывают платки вокруг шеи, и скрепляют их булавкою... просто традицию забывают, да и во многих церквах сквозь пальцы смотрят на такие вещи... правильно ли это или нет, не мне судить... главное, что в сердце...
вот ссылочка, если интересно, на действительно старые карточки с изображением храма Николы Чудотворца: http://petru44a.livejournal.com/291123.html#cutid1
(Reply) (Thread)
From: balamyd
2010-06-16 07:07 am (UTC)
Наверное всё же в данном случае лучше говорить Никола, а не Николай.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2010-06-16 10:16 am (UTC)
Почему? Этот храм именно так значится в официальных документах?
(Reply) (Parent) (Thread)
From: balamyd
2010-06-16 12:29 pm (UTC)
У староверов в святцах чёрным по белому - Никола и точка.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2010-06-16 01:07 pm (UTC)
Вы это Московской регистрационной палате и УФНС скажите. Вот смеху-то будет.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: balamyd
2010-06-16 05:04 pm (UTC)
Ну да, в Московской регистрационной палате и УФНС документы с именем Никола ведь не признают :-) По указу президента РФ церковные организации положено именовать только в честь Николая?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2010-06-16 05:17 pm (UTC)
Раз сами старообрядцы пишут имя покровителя своего храма в официальных документах как "Николай", то с какой стати мне писать это имя в такой форме? И это была светская экскурсия.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: balamyd
2010-06-16 05:28 pm (UTC)
Ну так я и сказал, что ЛУЧШЕ было бы говорить Никола. А нет - так нет. И лапша хороша. Сегодня вместо Никола напишут Николай, завтра вместо Исус - Иисус, а там и троеперстие...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2010-06-16 05:38 pm (UTC)
Ну да, а потом женское свящество, отпущение грехов по интернету и приходы по всей галактике. :)
Если серьезно, то лучше уж тогда Νικόλαος и יֵשׁוּ
(Reply) (Parent) (Thread)