Miranda (mirandalina) wrote,
Miranda
mirandalina

Categories:

Колизей Фортуныч и столп передвижничества

“Был также профессором Алексей Тарасович Марков. Это - адамова голова со стоящей в разнотык щетиной. К.П. Брюллов окрестил его в Колизей Фортуныча, нищего профессора в долг. Это потому, что он только и сотворил в жизни картину "Фортуна и нищий" и написал за все 8 лет римского жития эскиз "Колизей, или первые мученики христианства", пообещав написать картину. 25 лет белый холст стоял в его мастерской, и картину никто не увидел. Но, оставя эти насмешки в сторону, всякий из нас отдаст ему справедливость, что это был лучший профессор и преподаватель, а потому учеников у него было более всех. [...] Выражение профессора Маркова, произносимое ученику за неясность представленной на заданную тему композиции, было: «Это не сочинение, а "колесо, песок и уксус"», то есть вещи вовсе вместе не гармонирующие”.

Когда шло строительство храма Христа Спасителя, профессору Маркову поручили расписать купол. Марков было взялся за дело, однако вскоре понял, что ему здесь не справиться: и возраст уже почтенный (60 лет), к подвигам на лесах под куполом не располагающий, да и мастерства его явно не достаточно для воплощения такой грандиозной и ответственной задачи. Тогда Колизей Фортуныч решил привлечь к росписи своих учеников. К одному обратился, ко второму - дело все срывалось по разным причинам. Сроки сдачи работ уже поджимали, профессор был в отчаянии. И вот тогда он вспомнил о еще одном своем ученике - Иване Крамском, который к тому времени уже вышел из Академии художеств ("бунт четырнадцати") и пытался наладить работу основанной им Артели художников в Санкт-Петербурге.

“Еще на "школьной скамейке", во время обучения в Академии в 1862-1863 годах, академист Крамской, по его собственным словам, исполнил для своего профессора «около 150 рисунков с натуры для купола, в храм Спаса (в Москве), и с ним уже 8 картонов в натуральную величину, в купол: голову Саваофа с голубем, Христа, две руки и 4-х апостолов - головы...». Исполнил, естественно, совершенно бесплатно. [...] Первоначально Крамской запрашивал 12 тысяч, Марков соглашался на шесть. Сошлись на десяти. Слов нет, если бы профессор Марков не оказался в отчаянном положении, то он никогда не предложил бы таких больших денег своему помощнику”. Между тем, самому Маркову была назначена архитектором Тоном сумма совершенно другого порядка - 100 тысяч рублей. Однако, во-первых, Марков уже поиздержался на первых двух неудачных пробах, а во-вторых, такие неравные условия диктовало устройство общества (в частности, художественного) в то время. Марков обладал очень высоким социальным статусом по сравнению с молодым выпускником Крамским. И все же “для разночинца Крамского, обремененного женой и детьми, 10 тысяч рублей серебром были огромной суммой. Впрочем, было совершенно очевидно, что Крамской просто физически не сможет самостоятельно расписать купол в указанные сроки и будет вынужден привлечь товарищей по Артели, т.е. ему придется отдать часть этих денег своим помощникам. Ими стали Богдан Богданович Вениг и Николай Андреевич Кошелев. [...] Громадный риск оказался оправданным - Крамской блестяще справился с задачей. Приняв проделанную работу, профессор Тон остался доволен ее высоким профессионализмом и ограничился лишь незначительными замечаниями, которые были учтены...”.

Экштут С.А. Шайка передвижников. История одного творческого союза.
М.: Дрофа, 2008.
На фото: современный вид росписи купола храма Христа Спасителя. Фото А. Бойцова. Превью кликабельно.
Tags: anecdote, art
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments