За последнее время я имела прекрасную возможность сравнить величайшие памятники древнего православного храмового зодчества - соборы во Владимире и в Киеве. К сожалению, и в Успенском соборе Владимира, и в Софии Киевской царствуют допотопные совковые запреты на фотосъемку. Мне с моей "пятёркой", увы, незаметно никак не снимешь, да и условия не располагали: во Владимирском храме было очень темно, он был заполнен толпами туристов с экскурсоводами, а в Софии была целая армия служительниц, бдительно следивших за выполнением запрета. Но я все же умудрилась сделать и там, и там несколько кадров. Естественно, без претензии на какую-либо художественность, вскинула камеру - и щелкнула. В этих храмах атмосфера совсем разная. В Успенском соборе чувствуется древность и святость, даже несмотря на ужасный барочный иконостас. И неудивительно - в храме проводятся регулярные богослужения, там можно помолиться, поставить свечи, подать записки. В Софии тоже барочный иконостас, но он смотрится как-то гармоничнее, несмотря на интерьер в византийском стиле, очевидно, из-за светлого и торжественного оформления. Однако София Киевская - всего лишь музей, до сих пор. Один раз в год (на день независимости Украины) здесь проводится экуменический молебен для "избранных" - Правительства и Президента.
Сначала - интерьер Владимирского Успенского собора с сохранившимися фресками кисти преп. Андрея Рублева "Лоно Авраамово" (на сюжет из евангельской притчи о богаче и Лазаре) и "Страшный Суд" (см. объяснение фрески). Превьюшки кликабельны.


Вторую половину фрески "Страшный Суд" можно посмотреть здесь.
Через арки виден иконостас в стиле барокко:

Если сесть на скамейку у западной стены собора и поднять голову, то увидишь:

В Софии Киевской мне удалось снять только приделы, да и вообще, кадры получились не самые характерные.
Мозаики и фрески Софии Киевской, естественно, представлены в интернете.
Например, очень хорошая подборка со схемами и пояснениями на сайте icon-art.info ("Христианство в искусстве").



В Софии мне понравились паникадила.
Особенно уютно они смотрятся в полутьме боковых приделов второго этажа.


На последней фотографии виден центральный придел со знаменитой "Орантой" в конхе апсиды.
Царские серебряные врата, видимо, до сих пор на реставрации
(точнее, их заново воссоздают по немногочисленным сохранившимся фрагментам и черно-белым старым фотографиям).
Как известно, по приказу советского правительства они пошли на переплавку в 1930-е годы.
