?

Log in

No account? Create an account
Байки из музейного склепа - Примечания о несбывшемся [entries|archive|friends|userinfo]
Miranda

[ website | mirandalina.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Байки из музейного склепа [Nov. 26th, 2007|08:39 pm]
Miranda
[Tags|]

Встретилась любопытная статеечка - образец подтасовки фактов, непроверенных слухов, людских страхов и псевдонаучных заключений на тему искусства! Не могу удержаться, чтобы не процитировать особенно впечатляющие перлы (подчеркивание - мое):

Эзотерика живописи: дамы, остерегайтесь бурлаков!

В произведении Н.В. Гоголя «Портрет» старик с необыкновенными «совершенно живыми глазами» время от времени покидает портретную раму и живет жизнью своего оригинала. В рассказе М.Ю. Лермонтова «Штосс» герой сходит с полотна, чтобы сыграть партию в карты. У Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» способен подменять собой оригинал и даже похищать его жизнь. Вздор, выдумка, плод писательской фантазии, скажете вы. Не спешите делать выводы.

Пагубные портреты

Армянский художник Мартирос Сарьян (1880-1972) писал портрет известного писателя Ираклия Андронникова. Несмотря на добросовестную работу «с душой», сходства с оригиналом живописец не добился. И Андронников также «не узнавал» себя на полотне, поэтому с неохотой забрал его домой. Однако через несколько лет он с удивлением стал замечать, что все больше и больше начинает угадываться его сходство с портретом.
Истории известны и совсем трагические случаи влияния изображения на свой оригинал.
Гениальный голландский живописец Рембрандт пережил свою жену и всех своих детей. Любимая им Саския, много позировавшая мужу, ушла в мир иной через 8 лет после свадьбы. Дети, которых великий мастер часто изображал, умерли, трое в младенчестве, а четвертый – в 27 лет.
Постоянными моделями фламандского живописца П. Рубенса была его первая жена Изабелла Брант и дочь. Жена вознеслась на небеса, не дожив до 35 лет, а дочка скончалась в 12-летнем возрасте.
Также получил широкую огласку тот факт, что натурщицы русского художника и графика Валентина Серова вскоре после сеансов позирования ему умирали.
Елизавета Мартынова – единственная любовь художника К. Сомова, позировавшая ему для картины «Дама в голубом», – вскоре после этого за один месяц скончалась от чахотки.
Современные искусствоведы установили, что небезопасно было позировать и русскому живописцу М. Врубелю (1856-1910), в частности смерть его маленького сына связывают с изображением на полотне, где художник очень реалистично нарисовал мальчика. Ребенок скончался через несколько дней после завершения работы.
Ужасную славу заслужил портрет «Мона Лиза» гениального Леонардо да Винчи. Всех, кто, так или иначе, был связан с изображенной, преследовали несчастья и беды. Ее муж после свадьбы прожил очень недолго, любовник Джулиано Медичи, поместив портрет дамы сердца в своем дворце, заболевает чахоткой и умирает. Его внебрачный сын от «Джоконды» (что в переводе значит «улыбчивая») был отравлен. Здоровье самого Леонардо после написания портрета сильно пошатнулось, он сильно состарился и спустя три года скончался. В Лувре, где сейчас находится картина, постоянно случаются происшествия, которые связывают с этим шедевром. Люди, находящиеся рядом с изображением Моны Лизы, теряют сознание. Всего в музее было зафиксировано 100 обмороков. Отмечают, что при созерцании подлинника у зрителей возникает чувство страха, иногда появляются кошмарные галлюцинации. Работники Лувра рассказывали, что если в работе музея вдруг случаются длительные перерывы, то портрет «Джоконды» начинает быстро темнеть, но стоит только залам вновь заполниться, картина словно «оживает»: краски проявляются ярче, образ изображенной становится более выразительным.
Доказано, что любая картина имеет свой магнетизм, который воздействует на психику человека определенным образом. Специалисты советуют украшать стены своих домов пейзажами и натюрмортами. Свои собственные изображения иметь в жилищах не рекомендуется, так как связь между портретом и оригиналом может повлиять на вас весьма неожиданным образом.

Персонажи материализуются

По сообщению журнала "Огонек" (2004, n3), поражающий воображение случай произошел с эффектной французской актрисой Николь Сулаж в одном из залов Русского музея (Санкт-Петербург). Оказавшись рядом с шедевром знаменитого русского художника И. Репина (1844-1930) "Бурлаки на Волге", она почувствовала какое-то движение на картине, а затем потеряла сознание от сильного запаха махорки и пота. Последнее, что женщина запомнила, – это жесткая щетина и страшный рот около ее губ.
По этому поводу сотрудник Государственного Русского музея Борис Анатольевич Косолапов рассказал следующее: "Мы услышали женский крик. Я увидел лежащую на полу в разорванной одежде женщину. Всхлипывая, она что-то кричала на французском языке и указывала пальцем на картину "Бурлаки на Волге". На спине я заметил синяки и большую царапину".
Подобные трансцендентные случаи зафиксированы и в других музеях. Например, в 1995 г. в Лувре из картины "Плот медузы" работы французского живописца и графика Т. Жерико (1791-1824) вышли два мертвеца и на виду у охранника набросились на пожилую чету туристов из Голландии.
Через год, в 1996 г. в испанском музее "Прадо" на глазах у японских туристов инфанта работы испанского художника Р. Веласкеса (1599-1660) сошла с картины и, грациозно присев, помочилась на пол.
Ренуаровская красавица из французского музея "Орсэ" в течение десяти минут разводила ноги и проводила по ним рукой перед взором у шокированных школьников.

Икона не в храме

В конце 1990-х годов в прессе стали появляться заметки о странном влиянии древней иконы «Спас нерукотворный», много лет провисевшей в одном из залов главного музея России Эрмитажа (Санкт-Петербург). Музейным смотрителям, чей пост располагался у «Спаса нерукотворного», становилось плохо – они ощущали слабость в ногах, головную боль, повышенное давление. В конце концов все наотрез отказались дежурить рядом с означенным ликом.
Сравнительно недавно руководством музея было принято беспрецедентное решение – изъять из экспозиции древнюю икону и поместить ее в запасники. Сотрудник русского отдела Эрмитажа Борис Сапунов в своем интервью «Комсомольской правде» сказал: «Это необычайный феномен, который начали наблюдать давным-давно. Трое или четверо человек умерли от заболеваний, и эти совпадения начали меня волновать. Как только кресла смотрителей были перемещены в другие места, все неприятности прекратились. Больше эта икона выставляться не будет. Ее создали несколько художников, но срединная часть иконы, написанная одним из учеников, имеет негативное биополе».
Другие сотрудники Эрмитажа опровергают утверждение Сапунова.
Но Вячеслав Губанов, возглавляющий в Петербурге Институт социальной экологии, физик по образованию, свидетельствует: «Это светлая, чистая и очень мощная икона! И она ничуть не виновата, что людям становилось около нее плохо. Просто от нее исходит сила, которая заставляет мозг человека вибрировать на высокой частоте. А это выдержать может не каждый. Скорее всего, икона предназначалась для элиты, для управленцев, а не для службы широким массам. Никакой мистики, только физика. Из сверхвысокочастотных сигналов формируется «биополе» любого живого и неживого объекта. В том числе иконы. Подошел к ней человек – она своим излучением задает направленность и частоту его мозгового излучения. Настраивает на поиск выхода из болезни или другой беды. Верующие называют это чудом».
А вот рассказ доктора технических наук, профессора Алтайского государственного технического университета Павла Госькова: «Чем старше лик, тем мощнее его заряд. Один из многочисленных опытов, которые мы проводили на кафедре информационных технологий, заключался в следующем. Перед иконой на 10 минут (этого вполне достаточно!) ставился стакан с водой – для подзарядки. Потом зерна пшеницы заливались как заряженной, так и обычной водой. Результат был всегда один и тот же: пшеница, политая заряженной водой, прорастала намного лучше. И сами всходы развивались затем более активно. То есть абсолютно подтверждается эффект «намоленных икон», о которых верующие люди знают испокон веков».

Как объективно измерить субъективное

Принято считать, что наибольшее эмоциональное воздействие на посетителя «храма муз» оказывают аттрактивные (привлекающие внимание внешним видом) экспонаты, выбранные музейными экспертами. Мы решили экспериментально проверить эту гипотезу объективным методом («Мир музея», n10, 2004).
Исследование было проведено с участием группы здоровых мужчин-добровольцев. Частоту сердечных сокращений у них регистрировали с помощью портативного прибора пульсоинтенсиметра. Он снабжен микрокомпьютером, позволяющим записывать в память данные о сердечном ритме, с последующим его воспроизведением. Всем испытуемым в одной и той же последовательности предъявляли девять изображений музейных предметов. Три первых обладали свойством аттрактивности, три следующих были экспрессивными (оказывали эмоциональное воздействие на зрителя через этикетаж). И, наконец, еще три являлись типовыми стандартными промышленными изделиями.
Каждый обследуемый получал инструкцию: внимательно смотреть на предъявляемую иллюстрацию в течение десяти секунд. Следующая по счету демонстрировалась экспериментатором только после того, как частота пульса испытуемого возвращалась к исходным (до обследования) значениям.
Полученные цифровые значения были подвергнуты математической обработке методом вариационной статистики.
Результаты проведенного эксперимента показали – метод работает! Все музейные предметы оказывают эмоциональное воздействие на человека.
Физиологический метод оценки чувств человека давно нашел применение в криминалистике и медицине. Он помогает невропатологу и психиатру при диагностике. Хочется надеяться, что такой метод получит «права гражданства» и в музейном деле, при выявлении потенциально опасных произведений живописи.

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: overnightexpres
2007-11-26 06:44 pm (UTC)
=) желтушная статья..
из серии "очевидцы НЛО рассказывают"
там можно почти все подчеркнуть =)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2007-11-27 10:16 am (UTC)
Ага, ее сайт ufo-online.ru тоже перепечатал...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sadjo78
2007-11-26 06:59 pm (UTC)
Мочащаяся инфанта потрясла :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2007-11-27 10:16 am (UTC)
Ага, это какую же траву нужно выкурить, чтобы такое привиделось! :)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hule_199
2007-11-27 07:11 am (UTC)
потенциально опасные произведения живописи - это сильно! :))) а музеи тоже оказывается умеют клиентуру завлекать не хуже боделей... ТОЛЬКО У НАС И ТОЛЬКО СЕГОДНЯ !!!! ЗАПРЕЩЕННАЯ ИНФАНТА, ДВА ЗОЛОТЫХ ДОЖДЯ ПО ЦЕНЕ ОДНОГО!!! МЕРТВЕЦЫ ТОЛЬКО С ЛИЦЕНЗИЕЙ!!! РЕНУАР - ДЕТЯМ ДО 18 ВХОД ЗАПРЕЩЕН!!! ;)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2007-11-27 10:18 am (UTC)
Тебе бы топ-менеджером в наши еле выживающие музеи (в провинции, например)! Народ повалит толпами! :))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hule_199
2007-11-27 12:07 pm (UTC)
мне низзя... я там стриптиз-шоу организую.. и раритет-бары... с меню типа: пиво невское 0,5 л. в свадебной чаше николая 1, цена аукционная ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: transforma
2007-11-27 09:13 am (UTC)
неужели вы в это хоть немного верите?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2007-11-27 10:19 am (UTC)
Откуда такой вопрос? Я же написала о своем отношении в самом начале. Я считаю этот опус "образцом подтасовки фактов, непроверенных слухов, людских страхов и псевдонаучных заключений на тему искусства".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: transforma
2007-11-27 10:48 am (UTC)
а вы знаете, когда люди верят во что-то очень немного, это обычно и выглядит как критика этого чего-то...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2007-11-27 11:23 am (UTC)
Слишком смелое обобщение, в каждом случае нужно отдельно разбираться. В данному случае ни на грамм не верное. Я убеждена, что ни портреты своим существованим, ни звёзды своим расположением на человеческую свободу и судьбу повлиять не могут.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: napalm_d
2007-11-27 12:15 pm (UTC)
Чего только люди не могут добиться самовнушением :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2007-11-27 01:23 pm (UTC)
А то! :))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: isartorius
2008-01-31 03:50 am (UTC)
я такие "старшилки" очень люблю,, ;-)
Как сказал один человек,:"даже если это-неправда, то хорошо придумано."
(Reply) (Thread)