?

Log in

No account? Create an account
Как мы ходили на экскурсию в "Союзмультфильм" - Примечания о несбывшемся [entries|archive|friends|userinfo]
Miranda

[ website | mirandalina.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Как мы ходили на экскурсию в "Союзмультфильм" [Sep. 23rd, 2007|08:34 pm]
Miranda
[Tags|, ]

Как я уже писала, по "Союзмультфильму" водят экскурсии. Вчера мы туда сходили. Экскурсия длилась недолго (примерно час), завели нас только в одно производственное помещение (в котором уже давно никто не работает, но где снял около трехсот самых знаменитых мультфильмов один легендарный оператор - Михаил Друян) и в небольшой музей, а потом показали три новых мультика в кинозале.
Честно говоря, я ожидала большего и была немного разочарована. Только теперь я оценила по достоинству работу тележурналистов, снявших цикл документальных фильмов "Невесомая жизнь" (откуда, собственно, я и узнала про экскурсии), показанных телеканалом "Культура". Кстати, на сайте радио "Культура" можно послушать лекции Юрия Норштейна "Мультипликация как искусство и как жизнь". Норштейна можно с полным правом назвать не только великим мультипликатором и настоящим художником, но и глубоким мыслителем. Если вы встретите в продаже его книги (например, "Снег на траве", отрывки из книги можно прочитать здесь, там и тут), покупайте смело, не пожалеете. Возможно, в ноябре в ТЦ "На Страстном" состоится встреча с ним... Только бы не пропустить!
Я знала, что фотографировать на студии запрещено, но взяла с собой на всякий случай маленький старый Casio. Оказалось, не зря. Люди спокойно снимали своими мыльницами, никто им замечаний не делал. Качество у моего фотоаппаратика, как у камер мобильного телефона (2 мегапикселя), получилось всего несколько кадров, поэтому помещаю их под кат. Никакой художественной ценности, но для памяти сгодится.

Декорации к мультфильмам "38 попугаев" и "Похождения Чичикова":

Кстати, интернете есть замечательный сайт, где можно бесплатно скачать очень много мультиков (как советских, так и более новых). См. список мультфильмов (большой, 663 KB!). Там, в частности, можно скачать две части "Похождений Чичикова".
Декорации к мультфильму "Кролик с капустного огорода" (о самом мультфильме - ниже):

Помещения, где снимается "Гофманиада", к сожалению, закрыты для обыкновенных смертных (чувствовала я, что журналистская корочка необходима!:)), так что пришлось удовольствоваться фотографиями кадров, вывешенных в коридоре. Но даже по этим фотографиям фотографий можно понять, какой замечательный мультфильм мы скоро сможем увидеть:

В кинозале, где мы смотрели мультики, висела нарядная люстра. Экскурсовод с гордостью сказала, что ее периодически снимают и моют. Действительно, люстра очень красивая:

Еще мы узнали, что на "Союзмультфильме" сейчас идут съемки четвертой серии "Простоквашино".
Что касается новых мультфильмов, которые нам показали, то они вызвали у нас состояние легкого шока. Первый фильм ("Кролик с капустного огорода" - посмотреть мультик) был кукольным, декорации с куклами из него выставлены в музее. Сюжет вкратце таков: интеллигентная женщина просит аиста принести ей ребеночка, аист приносит... кролика, которого женщина воспитывает, как родного сына (учит читать, в том числе и по-французски, играть на фортепьяно и т.д.). Кролик вырастает максималистом и романтиком, играет в компьютерные игры, тайком рассматривает... иллюстрации журнала "Playboy", а потом уходит из дома "искать свою принцессу", оказывается на капустном огороде возле болота, с которого в свое время его забрал аист, встречает молодую крольчиху и остается там жить как простой зверек, заводит кучу маленьких кроликов... Женщина случайно приходит на болото, видит своего "сына", "невестку" и "внуков"... В финале выступает оркестр из маленьких кроликов в костюмчиках. В мультфильме есть неудачные, на мой взгляд, рисованные вставки, изображающие мечты кролика.
Остальные два мультфильма были рисованными, про новые приключения попугая Кеши ("Кеша - рыболов", "Мужество попугая Кеши"). Кешин хозяин, мальчик, тоже играет в компьютерные "стрелялки", в фильме опять фигурирует журнал "Playboy" (получается, дети чуть ли не с трех лет знают это слово!), а сам Кеша стреляет из пистолета в грабителей (будто вышедших из "лихих 90-х").
Из слов экскурсовода стало ясно, что "Союзмультфильм" очень гордится своим великим прошлым (в 2006 году студии исполнилось 70 лет), а также тем, что фильмы, создаваемые на студии, учат детей добру. Я понимаю, как трудно современным российским мультипликаторам конкурировать с Диснеем, пиксаровскими 3d-мультфильмами и японскими аниме, однако такие попытки следования духу времени могут вызвать только ухмылку и недоумение. Мне кажется, ценность нашей мультипликации как раз в том, что она составляет особый волшебный мир, уголок, где можно на время "спрятаться" от действительности. Интеграция современных реалий в традиционную детскую анимацию, наверное, возможна, но тогда и мультики должны быть на соответствующие актуальные темы, и мораль у них должна быть приводящей к определенным, ясным выводам (скажем, "посвящать все свободное время компьютерным играм плохо", "курить и употреблять наркотики вредит здоровью", "гнаться за модой глупо", "нужно проявлять уважение к старшим" и др.), учить непреходящим вечным ценностям, а в более отдаленной и идеальной перспективе - заставлять думать самостоятельно. А когда в сказку вдруг врываются подобные неудачные инновации, а сам сюжет может интерпретироваться по-разному ("в меру своей испорченности" :)), композиция теряет свою целостность, попытки сделать ее интересной для современных детей и подростков смотрятся чужеродными элементами, какими-то "ходулями", а за режиссера становится неловко. Дай Бог, чтобы "Новое Простоквашино" миновали ошибки неумелого осовременивания...

LinkReply

Comments:
From: staren
2007-09-23 07:38 pm (UTC)
Хы-хы, а вы оригинальные книжки про Простоквашино случайно не читали? Кроме пары первых книг (по которым практически дословно и сняты знаменитые мультики), все остальные - просто какая-то запредельная мерзость и пошлость. Так что лично я ничего бы хорошего не ожидала от Простоквашино.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2007-09-23 07:53 pm (UTC)
Нет, Успенского я в детстве только "Крокодила Гену" и "Гарантийных человечков" читала. Помнится, последние мне очень нравились... А в чем именно выражается дальнейшая "мерзость и пошлость" простоквашинских книжек?
(Reply) (Parent) (Thread)
From: staren
2007-09-23 08:06 pm (UTC)

пару отрывков 1

"Новые порядки в Простоквашино"

*** События стали сыпаться на Простоквашино со страшной силой. Даже
почтальона Печкина захватили.
Кажется, почтальон Печкин не с теми людьми связался, с какими надо
связываться. Или, наоборот, с теми - богатый он стал и хорошо одетый.
То ли он письма чужие стал читать по секрету, а секреты начал
продавать, то ли хорошо подслушивание в Простоквашино наладил. Только в
эту весну всегда он при деньгах был, и многие люди с ним начали за
квартал здороваться и с разбегу целоваться.

*** Стали милиционеры протокол составлять: "Как зовут почтальона Печкина?
- Почтальон Печкин. - Какая у почтальона Печкина кличка? - Почтальон
Печкин. - Чьи задания "почтальон" Печкин выполняет? - Партии и
правительства. - Какой партии? Какого правительства? - А хрен!.. - Не
хочет ли почтальон Печкин по зубам? - Не хочет. - Какой партии? Какого
правительства? - Да тех, которые сейчас, наверное. Других-то ведь нету".

***- Да потому, что в Москве скоро будет памятник поставлен
казакам-освободителям. Тем, которые революционных рабочих разгоняли.
- Им будет памятник поставлен за то, что они рабочих разгоняли? -
поразился Печкин.
Он тоже на кухне с Матроскиным чай пил.
- Ну да. Они же против царя бунтовали. Вот казаки и гоняли их с утра
до вечера.
- Плохо они их гоняли, - ворчит Матроскин. - Гоняли бы они их хорошо,
никакой бы революции не было. И советской власти тоже.
Тут Печкин взвился:
- А чем тебе советская власть помешала? Она же тебе дураку все дала.
Если бы не советская власть, мы бы с тобой, Матроскин, как личности
одной формации, полы бы мыли или рвы копали. Или бы свиней пасли.
- С чего это ты взял, что мы бы с тобой полы мыли, - обиделся
Матроскин. - Ты бы, Печкин, может быть, и мыл полы. Только ты бы мои
полы мыл. И свиней бы ты моих пас.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: staren
2007-09-23 08:06 pm (UTC)

пару отрывков 2

"Любимая девочка дяди Фёдора"

***- Как торговля идет?
- Да никак не идет, - отвечает Шарик. - Можно сказать, что на месте
стоит.
- А если торговля на месте стоит, - говорит девочка, - значит, она
идет в обратную сторону. Будем выяснять причины.
- Да что тут выяснять! - кричит Матроскин. - Просто народ заелся!!
Вот и все причины. Им не молоко, а всякую пепсю-колу подавай.
- Боюсь, вы не правы, милый Матроскин. Во-первых, вы посмотрите на
свою лавочку. Это же не торговая точка, а хижина дяди Тома в его худшие
дни! Да такой особняк даже в мексиканских трущобах бы не потерпели!
- Мы по зарубежам не ездим! - пробурчал Матроскин. - Мы люди простые,
деревенские.
- Когда люди говорят, что мы - простые деревенские, это самые хитрые
люди, - ответила девочка.
Шарик про себя с ней согласился. И спросил:
- А что во-вторых?
- Во-вторых, надо всегда улыбаться.
- Рот до ушей, хоть завязочки пришей! - опять ворчит Матроскин.
- Вот именно, - говорит девочка. - Так весь цивилизованный мир
торгует.
Матроскина аж передернуло:
- Какой такой цивилизованный мир? В нашей деревне мы такого не
видели.
- Если стараться не будете, никогда и не увидите. Надо же когда-то
начинать, - спорит девочка.

***- Слушай Шарик, вот я тебя причесывал, ты весь в синяках и шишках.
Почему?
Шарик отвечает:
- Это все из-за Матроскина.
- Вы что, с ним подрались?
- Да нет. Он попросил меня его корову подоить.
- Ну и что? - удивился дядя Федор.
- А то. Она все время хвостом хлестала.
- Ничего не понимаю, - говорит дядя Федор. - А синяки-то отчего?
- А от того, - кричит Матроскин, - что он моей корове на хвост
молоток привязал!!!
- Это зачем? - спросил дядя Федор.
- А затем! - хмуро ответил Шарик. - Думал притормозить.
Дядя Федор тогда сказал:
- Хорошо еще, Шарик, что ты кувалду на хвост не привязал. А то бы мы
сегодня не на День рождения, а на похороны собирались.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: staren
2007-09-23 08:07 pm (UTC)

пару отрывков 3

"Тётя дяди Фёдора, или Побег из Простоквашино"

*** Матроскин говорит продавцу:
- Здравствуйте, нам кровать нужна на колесиках. Есть у вас такие? К
нам тётя в гости приезжает на постоянную жизнь.
Продавец отвечает:
- У нас сейчас любые кровати есть. Хоть на колесиках, хоть с
моторчиком. У нас в деревне капитализм наступил.
- Хорошо, - говорит дядя Фёдор, - давайте посмотрим ваши кровати.
- А чего их смотреть? - говорит продавец. - Вы скажите, какая кровать
вам нужна. Мы нажнём кнопочку, и дядя Вася вам её со склада притащит.
- Какой-то странный у вас капитализм наступил, - говорит Матроскин. -
И кроватей у вас завались, и кнопочки есть, а дядя Вася всё так же на
себе тяжести таскает, как при развитом социализме.

*** Тётя из кабины вышла, всех осмотрела и говорит:
- Здравствуйте. Вот вы какие. А кто из вас будет почтальон Свечкин?
Печкин вышел вперёд:
- Это я. Только не Свечкин, а Печкин.
- Очень хорошо, очень хорошо! - говорит тётя. - Не обижайтесь.
Свечкин, Печкин, Огуречкин, лишь бы вышел человечкин - вот что главное.
А домик у вас захудаленький. Будем расширять.
Кот Матроскин упёрся и говорит, глядя в землю:
- Не будем.
- Будем, - говорит тётя.
- Не будем, - говорит Матроскин.
Видно, что коса на камень наехала. Или бензиновая пила "Дружба" на
гвоздь.

И т.д. От первой до последней строки такая дрянь.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2007-09-23 08:19 pm (UTC)

Re: пару отрывков 3

Мда. Бред какой-то. Жалко.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: staren
2007-09-23 08:46 pm (UTC)
Собственно говоря, и в первых - относительно нормальных - книжках автор бредил, просто в мультфильме что-то убрали, что-то смягчили, что-то из пошлого превратили в милое и смешное. Придали другие интонации. А так - читать противновато, честно говоря. Истеричка-мама чего только стоит )). В мультике она получилась просто такая эмоциональная, а в книжке она - дура-дурой, убить мало )).
При слове "Успенский" как-то сразу перестала умиляться )).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2007-09-23 09:02 pm (UTC)
Вообще, получился хороший наглядный пример большой работы, проводимой режиссером-мультипликатором, в данном случае - Владимиром Поповым.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: exisktr
2007-09-25 01:45 am (UTC)
Я вообще для удобства принял, что кино было искусством в одной единственной стране - Советском Союзе, хоть может кто-то со мной и не согласится.

А после того, как Успенский обозвал Крапивина вредным писателем, я его иначе как "полезным писателем" и не называю. Помню еще в перестройку в "Пионере" его страшилки: "поставила девочка пластиночку - пришла мама без одной руки".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2007-09-25 12:02 pm (UTC)
Да уж, специфический и труднодоказуемый тезис про кино, очевидно. Есть ведь такие великие режиссеры, как Ингмар Бергман, Микеланджело Антониони, Федерико Феллини, Франко Дзеффирелли, Ларс Фон Триер, Вуди Аллен, Акира Куросава и множество других культовых фигур? То, что они снимали, разве нельзя назвать искусством? По-моему, с полным правом!

Крапивина с Успенским сравнивать, конечно, и в голову не придет, уж больно в разных они "весовых категориях". Хотя я не могу сказать, что Успенский вовсе не нужен. Просто каждому - свое место.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: exisktr
2007-09-26 03:33 am (UTC)
Да, пожалуй о вкусах не спорят. Прошу прощения.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2007-09-26 12:15 pm (UTC)
Ну вот, зачем стерли коммент? :)
Мне кажется, Вы просто мало фильмов зарубежных классиков смотрели. Я очень уважаю и люблю Триера и вообще фильмы "Догмы-95", могу посоветовать Вам посмотреть "Рассекая волны" и "Догвилль", если Вы их не видели. В ЖЖ, кстати, есть хорошее сообщество, посвященное Триеру - ru_von_trier.
(Reply) (Parent) (Thread)