?

Log in

No account? Create an account
Наследие великого мастера - Примечания о несбывшемся [entries|archive|friends|userinfo]
Miranda

[ website | mirandalina.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Наследие великого мастера [Nov. 29th, 2006|08:22 pm]
Miranda
[Tags|]

С месяц назад я писала о вершинах живописного мастерства Левитана, которые можно лицезреть на примере его пейзажа "Весна - большая вода" (1897). Вот еще одна картина, соединившая в себе живописную выразительность парадного портрета, виртуозную манеру передачи деталей, эффектность композиции, художественную наблюдательность, а также удивительно нежный, мягкий и благородный колорит. Как виртуозно передана структура светло-синеревого бархата, великолепной вышивки, богатой обивки, дорогого ковра, драгоценных украшений и прожилок мраморной колонны! Однако искусным колоритом достоинства картины отнюдь не исчерпываются. Отдельного внимания  заслуживает высочайший профессионализм художника в реалистическом изображении живого человека с драматической судьбой.
Этот роскошный портрет Императрицы Марии Федоровны (1912, холст, масло, 267 x 192 см), матери последнего русского Императора, принадлежит кисти известного художника-передвижника второй половины XIX - начала XX века Владимира Егоровича Маковского. Картина была центральным экспонатом  прошедшей с 14 сентября по 8 октября 2006 года в Государственном центральном музее современной истории России выставке «Императрица Мария Фёдоровна. Возвращение...», посвященной церемонии переноса из Дании в Санкт-Петербург ее праха. Время создания портрета - 1912 год. В 1912 году Марии Федоровне было уже 65 лет, но, как я думаю, художник специально запечатлел образ Императрицы в пору ее расцвета. Несмотря на специфику жанра (парадный портрет представительницы Царствующего Дома), лицо Императрицы, на долю которой выпало вскоре множество трагических событий, будто несет на себе следы будущих страданий, об этом говорят выражение глаз, линия бровей, чуть поджатые губы, манера держать веер. Трагичность черт лица особенно заметна на черно-белом варианте фотографии портрета.
Имя Владимира Маковского у любителей живописи обычно ассициируется с жанровой картиной, движением передвижников: перед глазами сразу возникают его работы «Любители соловьев», «В приемной у доктора», «Осужденный», «Ходынская катастрофа» и др. Однако В.Е. Маковский - художник широкого творческого диапазона, он рисовал также заказные портреты современников, русской знати, членов императорской фамилии, создавал религиозные картины (например, им выполнен ряд эскизов к росписям храма Христа Спасителя) и пейзажи, был замечательным графиком, иллюстратором произведений русских классиков - Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Художник, призванием которого была жанровая картина, даже в этом торжественном портрете проявил с недюженной силой свою неизменную тягу к психологизму, редкий талант проникновения во внутренний мир человека.

О Владимире Маковском можно почитать и посмотреть:
Подробную биографию
Галерею наиболее известных картин
Статью об иллюстрациях к "Мертвым душам" Н.В. Гоголя
Краткие сведения о семье Маковских
Библиографический список к выставке о семье Маковских
Статью об отце художника - известном коллекционере, деятеле искусства Егоре Маковском
Рассказ Валентина Пикуля о брате художника, Константине Маковском, в те времена пользовавшегося несравнимо большей популярностью

Об Императрице Марии Федоровне можно почитать:
Жизнь и судьба императрицы Марии Федоровны
Статью в журнале "Элита общества" 

LinkReply