?

Log in

No account? Create an account
О счастье и повторении - Примечания о несбывшемся [entries|archive|friends|userinfo]
Miranda

[ website | mirandalina.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

О счастье и повторении [Sep. 8th, 2005|06:40 pm]
Miranda
[Tags|]

Предлагаю поразмышлять о трудной для понимания, даже парадоксальной философской категории, введенной датским философом Сёреном Кьеркегором (1813-1855)повторении.

Этому понятию посвящена отдельная работа Кьеркегора 1843 года с одноименным названием (“Gjentagelsen”). Кьеркегор утверждает, что повторение – это как бы «воспоминание наоборот». «Воспоминание, - пишет он, - обращает человека вспять, вынуждает его повторять то, что было, в обратном порядке, - подлинное же повторение заставляет человека, вспоминая, предвосхищать то, что будет. Поэтому повторение, если возможно, делает человека счастливым, тогда как воспоминание несчастным…» Любовь-воспоминание лишь бередит душевные раны, она лишь в самом начале может дать успокоение, потом же приходит меланхолия – проклятие эстетического способа существования.

Подлинно счастливой можно считать любовь-повторение. Как и в любви-воспоминании, в ней нет тревог надежды, но нет также и грусти воспоминания, «в ней блаженная уверенность настоящей минуты». «Надежда – прелестная девушка, ускользающая из рук; воспоминание – красивая зрелая женщина, время которой уже прошло. Повторение – любимая жена, которая не наскучит. Ведь наскучить и надоесть может только новое. Старое же не надоедает никогда; отдавшись ему, становишься счастливым. И поистине счастливым становится лишь тот, кто не морочит себя воображением, что повторение должно содержать нечто новое: вот тогда-то оно действительно может надоесть». Продолжим мысль Кьеркегора: современный человек буквально порабощен новым, захвачен им, как центробежной силой, не позволяющей вырваться из оков суеты. Неуклонная жажда новых впечатлений, новых наслаждений и новых видов опыта – беда нашего времени…

Ведь сама жизнь, продолжает Кьеркегор, есть не что иное как повторение. И необходимо определенное мужество, чтобы это принять и радоваться этому. Тот, кто постиг сущность жизни, «не гоняется, как ребенок, за мотыльками, не становится на цыпочки, чтобы взглянуть на чудеса мира, - он их знает! – но и не сидит по-старушечьи за прялкою воспоминания, нет, он спокойно идет своей дорогою, радуясь повторению». «Кто хочет повторения, тот созрел духовно» - заявляет датский мыслитель. В рассуждениях Кьеркегора о повторении очевидно предвосхищение знаменитой идеи Ницше о вечном возвращении. Потом этот же мотив появится у экзистенциалистов
XX столетия.

Такой «зрелый» человек, как мне кажется, весьма… слаб. Он надеялся когда-то, но потом ослабел в своей надежде и начал принимать мир таким, каким он предстает в его глазах – глазах ограниченного несовершенного существа. Он стал принимать несовершенство мира и себя как должное. И оправдываться этим. Последнее основание человека повторения – это безответственность.

С другой стороны, надежду в себе убить очень сложно. Но чаще всего надежда за гранью реальности, надежда несмотря ни на что – это не подлинная надежда, а всего лишь пустое мечтание, не имеющее отношение к действительности.

Тяжело не надеяться и цинично ждать повторения. Но еще тяжелее не колебаться в своей надежде, необходимо настоящее мужество, чтобы верить в совершенную любовь Того, Кто «дает всем просто и без упреков» (Иак. 1, 5).

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: trout
2005-09-08 07:29 pm (UTC)
Рассуждение очень интересное, да и кому по силам спорить с самим Кьеркегором! :)

Но, почему-то, мне вспомнился фильм "Человек дождя", где больного аутизмом гениально сыграл Дастин Хоффман. Если помнишь, для его душевного спокойствия требовалось регулярное, изо дня в день, из недели в неделю соблюдение заведенных ритуалов.
Смысл в ритуалах, конечно, есть, я и сам недавно в одном из постов написал о необходимости таковых в качестве "техники" сохранения и улучшения взаимопонимания. Но!
Если за ритуалом ничего не стоит? Если у близких упрямое соблюдение человеком ритуалов вызывает только отвращение, переходящее в ненависть?
Если коротко, то моя мысль сводится к тому, что все же не форма главное, а содержание. Если содержание богато, то в жизни найдется место и для любой формы, как повторения, так и стремления к новому.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2005-09-08 09:14 pm (UTC)
Хорошо ты сказал!
Но соблюдение "ритуалов" ведь может являться также средством, чтобы не сойти с ума, от депрессии, например, спасает... Ритуалы могут быть самыми примитивными: типа встать, одеться, почистить зубы, пойти в магазин за продуктами... Все лучше, чем лежать, не вставая, тупо глядя в стену или в потолок, или спать по многу часов в день... От внешнего можно прийти к внутреннему.
А вот если сделать ритуалами добрые поступки? Помощь другим людям? Будет ли такое поведение этическим? Можно ли от совершения внешне благих действий прийти к внутренней доброте?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ymonitna
2005-09-09 04:31 pm (UTC)
но не будет ли эта внутренняя доброта просто привыкой?
А если она и будет просто привычкой, перестанет ли она быть добротой?
И что такое доброта?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2005-09-10 12:19 am (UTC)
Я думаю, если добрые поступки совершать регулярно, то насмотришься много горя и страдания. Собственно, именно это зрелище может подтолкнуть сердце человека к искреннему состраданию. Но слишком много наблюдений картин страдания может дать импульс и к цинизму. Среди врачей, например, это распространенное явление. От чего зависит, в какую сторону склонится чаша сердечных весов? У меня нет однозначного ответа. А у Вас?
(Reply) (Parent) (Thread)