?

Log in

No account? Create an account
Пиза. Кампо Санто. - Примечания о несбывшемся [entries|archive|friends|userinfo]
Miranda

[ website | mirandalina.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Пиза. Кампо Санто. [Mar. 30th, 2015|11:13 am]
Miranda
[Tags|, , , , , , , ]

Ну вот, собиралась делать одно, а получилось другое. Вместо пары красивых фотографий - большой рассказ-экскурсия.

Из всех объектов архитектурного комплекса Пизы меня больше всего потрясло Кампо Санто - закрытое кладбище с фантастическими фресками. Попала я туда уже на закате, но как раз из-за этого впечатление было наиболее сильным. Я оказалась с шедевром наедине. Пока толпы галдящих туристов делали бесчисленные селфи с Пизанской башней, в Кампо Санто царила тишина и пустота, и только мои шаги гулко отдавались в переходах клуатра. Теплые лучи заходящего солнца подсвечивали стены с видимыми следами повреждений золотом, превращая их в драгоценные реликвии.




Снаружи здание выглядит непритязательно: глухие стены, слепая аркатура, простой главный вход с площади.


Только мраморный табернакль (2 пол.XIV в., мастерская Джованни Пизано,
возможно, Лупо ди Франческо) обращает на себя внимание.


Затейливая готика: краббы в виде скрученных листьев, фигуристые пинакли, гаргульи,
увенчивающие вимперги маленькие статуи, сцена благословения Младенцем Христом донатора
(напоминает какую-то картину, сходу не могу найти).


Чешуйчатый купол капеллы.


Внутренний двор представляет собой аккуратный газон с остатками колонн.


Здесь стены, напротив, богато украшены широкими и высокими полукруглыми окнами со стрельчатыми арками.


"Кампо Санто" означает "святое поле", по преданию, галереи были построены на месте древнего кладбища,
куда была привезена земля с Голгофы. Внутри галерей тоже устроили захоронения (знатных и почитаемых горожан).


Строительство было начато в 1277 году и продолжалось до 1464 года (с перерывами, конечно).


Главный вход делит галереи Кампо Санто почти пополам.


Если присмотреться, над полуколоннами можно увидеть маскароны.


Например, грустный лев:


Вид изнутри (виден главный собор Пизы).




Галереи Кампо Санто выложены мрамором, вдоль стен расставлены саркофаги, по стенам - фрески (сейчас от них мало что осталось).


В XIX веке эти галереи были еще и городским музеем:
здесь хранились скульптуры, рисунки, эскизы и старинные гравюры, все это открыто было всем ветрам,
т.к. окна не предполагали ни витражей, ни стекол.
Гравюра 1833 года:


Кампо Санто в цвете (1855 г.):


Вот таким увидел Кампо Санто русский художник-любитель А.Н. Мордвинов:


Уже тогда пизанцы крепко задумались над реставрацией фресок, которые постепенно осыпались.

Гравюра 1860 года.

Но настоящая беда пришла со Второй Мировой войной.
Кампо Санто сильно пострадало в результате авиабомбежки 27 июля 1944 года.
Стропила были деревянными, прямые попадания снарядов полностью уничтожили крыши над галереями.


Фрески сильно осыпались, их собирали буквально по кусочкам, как паззлы,
потом поместили на специальную основу и заново закрепили на стенах.


Теперь вы можете себе представить масштаб подвига реставраторов.


Реставрационные работы ведутся с 1945 года по сей день.
Один из интересных методов современной реставрации этих фресок -
использование бактерий Pseudomonas stutzeri.


Так выглядит кладбище сегодня.


Больше всего пострадали фрески, но саркофаги и статуи пошли трещинами, как и мраморные надгробия в полу.
А также кое-где до сих пор видны следы свинца от снарядов.


Впрочем, некоторые надгробия сохранились очень неплохо.


На этом кладбище, кстати, хоронят до сих пор.
Вот, в 2009 году здесь похоронили архипресвитера Пизанского собора:


Нет худа без добра: когда реставрировали фрески, обнаружили под ними подготовительные рисунки - синопии.
Для синопий устроили отдельный музей. Синопии производят неизгладимое впечатление, я долго их разглядывала.
В качестве примера могу показать несколько синопий Беноццо Гоццоли.
Из сцены поклонения волхвов:


Из сцены рождения Иакова и Исава:


Ангел Благовещения:


Многие саркофаги в Кампо Санто римской эпохи.
Раньше их было еще больше, сейчас осталось несколько десятков.


Это, очевидно, Калидонская охота на вепря (3 в.):


Саркофаг с сатирами, вакханками и Дионисом (сер. 3 в.):


Саркофаг муз (сер. 3 в.):


Саркофаг со львами, терзающими добычу (кон. 3 в.):


Деталь:


Другие римские саркофаги Кампо Санто можно посмотреть в Викимедии.

А это произведение Бертеля Торвальдсена, великого датского скульптора,
гробница итальянского хирурга Андреа Вакка́ Берлингьери.


Кенотаф Винченцо Марулли, неаполитанского герцога.


Другие гробницы можно посмотреть здесь.

Солнечные лучи заходящего солнца придавали фрескам и пространству в целом особую выразительность.




Сюда был перемещен памятник выдающемуся средневековому математику Леонарду Фибоначчи
(раньше он стоял на одной из площадей города), уроженцу Пизы.




Скульптура Лоренцо Бартолини "Безутешная" (1841).


Здесь же находятся цепи порта Пизы, которые были использованы для защиты гавани в 1290 году
во время войны с Генуей. Цепи тогда не помогли, Пиза потерпела сокрушительное поражение,
цепи генуэзцы увезли с собой, разделили на части и развесили в своих церквях и других зданиях
в качестве насмешки над пизанцами. То же сделали флорентийцы уже в XV веке.
Пизанцы вернули свои цепи обратно только в XIX веке.


На переднем плане - саркофаг итальянского физика О.Ф. Моссотти.

Обратимся к главным сокровищам Кампо Санто - фрескам, большинство из которых было создано в XIV веке. По периметру расположены фрески Таддео Гадди, Беноццо Гоццоли, Франческо Траини, Андреа ди Бонайуто, Пьеро ди Пуччио, а также Антонио Венециано, Спинелло Аретино и некоторых других. Две самые знаменитые фрески находятся в специальном помещении для обеспечения большей сохранности и безопасности, их автор, как было установлено не так давно, - Буонамико Буффальмакко, друг Бокаччо.

Покажу я не все фрески, естественно, а только некоторые, сохранившиеся лучше всего.
Беноццо Гоццоли, "Иосиф при дворе фараона":


Андреа ди Бонайуто (вверху) и Антонио Венециано (внизу),
сцены из жития святого Райнерия Пизанского (отшельника).
Кстати, этого святого считает своим покровителем также княжество Монако.


Антонио Венециано, сцены из жития св. Райнерия, деталь:


Андреа ди Бонайуто, сцена из жития св. Райнерия, деталь:


Андреа ди Бонайуто, сцена из жития св. Райнерия, деталь:


Буонамико Буффальмакко, "История святых отцов" (отшельников Фиваиды):


Спинелло Аретино, сцены из жития св. Ефизия.


Беноццо Гоццоли, "Проклятие Хама":


Беноццо Гоццоли, "Строительство Вавилонской башни":


Беноццо Гоццоли, "Строительство Вавилонской башни", деталь:


Есть в Кампо Санто и более поздние фрески, например,
Паоло Гвидотти (Боргезе), "Юдифь" (кон. XVI в.):


Наконец, две самые знаменитые фрески.
(Вообще-то фресок три, но на момент моего посещения третья фреска "Ад" была, видимо, на реставрации).
Буонамико Буффальмакко, "Триумф смерти" (превьюшку можно увеличить):

Датируется "Триумф смерти" 1336-1341 годами. В длину эта фреска 15 метров, в высоту 5,6. Раньше были еще рамы с назидательными надписями, но они утрачены. Общий смысл произведения - бренность всего сущего (memento mori), сцены не связаны напрямую между собой.
В левом нижнем углу - сцена охоты. Знатные господа и дамы под предводительством короля едут по лесу и вдруг натыкаются на могилы со смердящими покойниками. Эти три покойника были знатными и богатыми (папа, король и рыцарь), а теперь их едят огромные черви. Вазари утверждает, что в одном из охотников художник изобразил Угуччоне делла Фаджиола, а в другом - Каструччо Кастракани, оба они были кондотьерами, вождями гибеллинов.


Один всадник (Каструччо Кастракани) отвернулся, показывает пальцем на покойников и говорит что-то королю,
который явно смущен и потрясен. Другого всадника (Угуччоне делла Фаджиола) вот-вот стошнит.
Животные в выразительности людям не уступают.


У покойников вздутые животы, руки отделены от тел, лица изъедены червями, это три стадии гниения
(третий труп почти разложился). Черви скорее похожи на змей, чтобы испугать как следует.


Одна из дам смотрит прямо на зрителя.


Взгляд у синьоры отрешенный, как будто она еще ничего не заметила, задумалась...


А вот слуги в панике. Им все это явно ближе, чем синьорам.


Слева от всадников - отшельник со свитком, возможно, св. Макарий Египетский.
В верхнем левом углу можно увидеть других отшельников, ведущих простой и праведный образ жизни.
Они трудятся (например, доят козу), читают Священное Писание, молятся.


В правом нижнем углу картины - куртуазная сцена. В тени апельсиновой рощи беспечно отдыхают
молодые женщины и мужчины. Кто-то играет на музыкальных инструментах, слушает пение,
кто-то флиртует, играет с карликовой собачкой или ручной птицей,
а над ними летают амурчики, готовые пронзить кого-нибудь стрелами любви.


Все молодые люди в ярких красивых богатых одеяниях.


Эти две сцены разделяет Смерть. Держа в руках широкую косу, она парит над всеми людьми,
молодыми и старыми, богатыми и бедными, забирая к себе всех подряд.
И ближе всех к ней находятся беззаботные молодые люди, они еще не знают об этом...


Смерть почему-то блондинка (личный негативный опыт художника? :) на самом деле, скорее всего, Смерть седая),
на ногах у нее когти, крылья тоже с когтями, как у летучей мыши.
Также выше изображены парящие ангелы и бесы, они борются за умершие души
(которые традиционно нарисованы в виде голеньких младенцев).


Вторая фреска Буффальмакко - "Страшный Суд" (того же времени). Она 8,6 м в длину и 6 м в высоту.
(Превьюшку можно увеличить).

В центре композиции Мадонна и Христос в двух мандорлах (нетрадиционное решение). Под ними ангел держит картуши со словами из Откровения ("Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" и "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу"). Ангелы справа держат орудия Страстей, ангелы под картушами возвещают начало Последнего Суда (вы ведь знаете, наверное, что Страшный Суд страшен именно тем, что он последний, т.е. до него можно поменять посмертную участь - поэтому христиане молятся об умерших, а после него уже нельзя, ибо "времени уже не будет"). Интересно, что Христос поднял руку, точно такой же жест изобразит потом Микеланджело в своем "Страшном Суде" в Сикстинской капелле.


В центре стоит Архангел Михаил в доспехах с мечом, он дает указания, куда определить человека,
чья судьба решается в данный момент. Человека определяют к праведникам,
которые традиционно располагаются "одесную" Христа.
Мертвые воскресают из гробниц, вырубленных прямо в земле.
Следующим будет какой-то король в зеленых одеждах.


Интересно, что в толпу праведников каким-то образом затесался грешник,
и другой ангел заставляет его перейти к своим "коллегам" (причем в грубой форме, таща за волосы!).


Праведники с одухотворенными лицами стоят в молитвенных позах.


А вот старая королева встречает молодую. Мне нравится думать, что это мать и дочь.


В толпе грешников ангелы свирепствуют, угрожают мечами (ну чисто "омоновцы").


Грешникам все происходящее явно не нравится.


С правого края их уже начинает жечь огонь преисподней, некоторых грешников уже засасывает в ад.
(Фреска "Ад" располагается справа на другой стене, ее можно посмотреть тут).


Если даже на современного человека эти фрески с утратами производят такое сильное впечатление,
то можно себе представить, какое влияние они имели на сознание средневековых обывателей.
Ну и пара кадров Кампо Санто Монументале напоследок.


LinkReply

Comments:
[User Picture]From: sibeaster
2015-03-30 08:56 am (UTC)
А на меня Кампо Санто произвело гнетущее впечатление. Если сравнивать свои впечатления с муратовскими, то очевидно, что утрачено там практически всё. Увы...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 09:08 am (UTC)
На закате все по-другому выглядит. И я ожидала меньшего. Меня потрясло, как много осталось (ну или отреставрировано). А вообще я люблю европейские кладбища.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alexjourba
2015-03-30 09:06 am (UTC)
Очень круто) уникальное, конечно, место...
Спасибо за разбор изображений на фресках, если поеду в Пизу - то перечитаю обязательно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 09:12 am (UTC)
Спасибо. Вообще все есть в сети, в общем-то, ничего нового я не открыла. А Пиза мне понравилась, хороший город. Но на Площади Чудес такое огромное количество народу, что я ее старалась избегать. В этом смысле завидую Муратову, который там был, видимо, один-одинёшенек, гуляя по мраморным плитам под дождем. Я специально ходила туда в дождь, чтобы сравнить впечатления, но народу там было так же много, как и в солнечную погоду, увы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alexjourba
2015-03-30 09:15 am (UTC)
Да, обилие туристов угнетает, согласен..
Но в таких точках надо как-то специально подбирать время, чтобы оказаться в одиночестве. Рассвет в период вне туристического сезона - но вне сезона будут закрыты интерьеры( вообщем нет оптимального способа, все время с чем-нибудь да миришься.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hule_199
2015-03-30 09:07 am (UTC)
Спасибо, отличная экскурсия :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 09:12 am (UTC)
Пожалуйста :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: imb_irj
2015-03-30 09:32 am (UTC)
Потрясающе интересно! Сразу хочется туда поехать.
И ещё один вопрос: почему медальоны на фресках "мандорле" и украшения над колоннами "маскарпон" называются так же, как итальянские пирожные.
Это по форме или по содержанию?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 09:33 am (UTC)
Не маскарПон, а маскарон (т.е. от слова "маска"). А мандорла - это "миндаль" (миндалевидная форма).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: imb_irj
2015-03-30 09:35 am (UTC)
Ой, извините! Неправильно прочитала)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 10:21 am (UTC)
Ничего страшного :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: imb_irj
2015-03-30 09:42 am (UTC)
Спасибо! Я сделала перепост, пусть мои друзья тоже любуются!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 10:21 am (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-30 10:36 am (UTC)
Здорово, что Вы об этом месте написали!! Меня всегда удивляет, почему в Кампо Санто туристы почти не заходят. По всем остальным памятникам Площади Чудес толпы туристов проходятся, а туда немногие заходят. Место удивительное по многим причинам. Еще раз, здорово, что Вы о нем заговорили и столько красивых фото сделали!
Я вот никогда не могу мимо него пройти. Много раз была и всегда снова возвращаюсь.

Еще очень интересен для посещения музей синопий (напротив Кампо Санто). Если кто соберется в Пизу, зайдите и туда. Тем более, что многие "росписи" как раз и были перенесены туда с Кампо Санто.



Edited at 2015-03-30 10:47 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 10:48 am (UTC)
Я рада, что Вы со мной согласны! Я жалею, что не сделала больше кадров, уже смеркалось, а при свете ламп очень плохое качество получилось бы.
И синопии тоже нечто удивительное. Чувствуется рука мастеров раннего Ренессанса, как будто на бумаге рисунки карандашом, только увеличенные. Синопии очень живое впечатление производят.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-30 10:53 am (UTC)
А можно вопрос? Знаете, мне показалось что на фото в фресках Буффальмакко очень много "зелено-фиолетовых" красок. Кажется, что в жизни они имеют немного иные цветовые оттенки. Или только кажется? Я вот не помню точно, но у меня в памяти почему-то запечатлелись теплые оттенки песочного цвета..
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-30 10:58 am (UTC)
а на счет толп туристов.. к сожалению именно в Пизе их всегда много в любое время года :-( На Площади Чудес меньше народу ближе к закрытию (около 17 вечера) зимой. Но в Соборе и на башне их все равно много. Меньше в Баптистерии и совсем мало на Кампо Санто (как я уже сказала) Зимой на Кампо Санто вы вообще можете оказаться единственными или одними из "раз два и обчелся". Но именно для кладбища отсутствие толп - это шикарная возможность проникнуться этим местом. А если еще и немного почитать предварительно историю, то и вообще его посещение оставит неизгладимый след.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 11:09 am (UTC)
Согласна.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 11:01 am (UTC)
Насчет таких тонкостей сложно всегда сказать, потому что 1) у человеческого глаза динамический диапазон больше, чем у любой самой крутой фотокамеры, 2) в помещении, где фрески Буффальмакко, горит свет, и хотя он дневной, все равно он дает оттенок, 3) разные люди воспринимают оттенки по-разному. Я всегда стараюсь так обработать кадр, чтобы он был как можно ближе к моему впечатлению. При этом часто бывает, что в разных частях кадра разный баланс белого, тогда эти части я обрабатываю по отдельности. Еще имеет влияние то, с какого монитора смотреть. У меня дома откалиброванный профессиональный монитор. Но все равно добиться идеальной картинки можно только профессиональной съемкой с лесов и с освещением (и опять же, будет иметь значение, с какого монитора потом будем смотреть такую съемку, а при печати вообще свои сложности). Так что я не претендую на истину в последней инстанции. По сравнению с фресками снаружи фрески Буффальмакко показались мне более холодных оттенков.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-30 11:14 am (UTC)
Ой нет, нет :-) Мой вопрос был без тени критики :-) Просто пыталась вспомнить свои впечатления. Со всеми сложностями цветопередачи и сама знакома. Так что все о чем Вы написали, так оно и есть.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 11:20 am (UTC)
Я написала подробно, потому что далеко не все понимают эти тонкости. А большинство вообще не задумывается.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-30 11:25 am (UTC)
Очень правильно сделали! Целиком и полностью поддерживаю :-) Люди хоть будут знать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-30 11:28 am (UTC)
Конечно, гигантскую работу Вы проделали! Замечательная статья получилась! Просто шикарная! Я еще раз внимательно и спокойно перечитала и еще ни раз вернусь, чтобы хорошенько рассмотреть в деталях фотографии. По-настоящему здорово! Спасибо огромное!

Edited at 2015-03-30 11:29 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 11:33 am (UTC)
Вы себе не представляете, как мне дороги такие читатели. А то пишу, пишу, а реакция почти нулевая. Отпадает всякое желание делиться. Но я и сама виновата, конечно. Не люблю публичность, не пишу в сообщества, сижу в своем углу. Не умею "раскрутиться", как говорится.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-30 11:46 am (UTC)
Представляю, представляю :-) Я такая же :-) Вот все точь-в-точь как Вы говорите: сижу себе "в своем углу" и пишу о своем любимом :-) Люди скупы на безвозмездные похвалы. Не думайте об этом! Делайте то, что любите, знаете и умеете! А благодарные читатели всегда есть! Многие просто не пишут комментарии, но читать-то все равно читают! Я много раз была в Кампо Санто и специально езжу в Пизу, чтобы пойти именно туда и понимаю какое важное дело Вы сделали для всех тех, кто там не был и не думал заходить. Увидев такую статью, даже не сильно подкованный в итальянском искусстве, должен срочно побежать не на башню (ценности художественной которая, если четно и откровенно говорить, особо не имеет… не завались она на бок при ошибке в проектировании), а в Кампо Санто!
А уж с таким подробным описанием многого из того, что там есть и подавно! Я вот даже распечатаю Вашу статью и в следующий раз специально туда пойду еще раз :-) Я увлекаюсь итальянским искусством, но даже для меня (даже в смысле, что я много об этом читаю и что-то знаю) Вы написали много нового и интересного. Да и не важно, что все это можно найти в интернете. По интернету надо рыскать, а здесь все в одной статье собрано! Спасибо еще раз! И не отчаивайтесь! Пишите! У меня еще живы яркие воспоминания о " Вашем" Шехтеле!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 11:51 am (UTC)
С ума сойти. Спасибо!!! Обязательно найду время посмотреть Ваш журнал. А Вы в Пизе живете, что ли?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-30 12:25 pm (UTC)
Ой, нет :-) Давно, я там училась и ходила все время в собор (чуть ли не каждый день), пока в один прекрасный день с меня не спросили на входе билет (потому что сделали вход в собор платным). А тогда, как и многие, даже и не смотрела в сторону Кампо Санто. А вот несколько лет назад решила пойти (из любопытства, ничего о нем не зная да и не понимая, почему никто туда не идет). И была просто потрясена! Проходили там несколько часов.
Я часто бываю в Италии, иногда подолгу. Но не в Пизе, а рядом в Лукке (про нее и делаю сейчас два новых сайта). Пиза для меня отчасти родной город, потому что я там училась и там все еще живут некоторые друзья того периода. Она рядом с Луккой и поэтому, когда есть время приезжаем туда побродить и на выставки в Палаццо Блу (Palazzo Blu) (бывают очень достойные!). На Площадь Чудес приходим исключительно из-за Кампо Санто, в последнее время. Я не очень люблю Пизу, она очень изменилась и стала очень грязным и не уютным городом.

Edited at 2015-03-30 12:28 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 12:46 pm (UTC)
Круто, учиться и тем более жить в Италии... Хотя с работой там не очень здорово, насколько я понимаю.
А мне Пиза грязной не показалась. По сравнению с Палермо :) Скоро я в Неаполь еду, вот там, небось, мусора... Стремаюсь насчет поездки сильно, купила себе моторюкзак, который только со спины открывается, плюс корпус из пластика. Но все равно страшно (разных историй наслушалась, про грабежи и нападения среди бела дня).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-30 12:59 pm (UTC)
Круто было раньше… теперь в Италии слишком много проблем и от "крутизны" остались лишь природа, климат ( и тот сильно изменился), шедевры (до которых правительству дела нет и все рушится на глазах) да вкусная еда. Жить в такой Италии нельзя :-( Быть туристом все еще хорошо, но сами итальянцы (если есть возможность) стараются уехать из страны. Все это очень печально.
Работы … работа есть везде. Другой вопрос какая и устраивает ли лично Вас эта работа. У итальянцев есть один пунктик, они очень много жалуются и совершенно не хотят работать, ссылаясь на кризис и отсутствие работы! Кто на самом деле хочет работать, всегда находит работу и работает. Если хотеть приходить на работу в 10 и уходить в 18 с перерывом на обед часа на три и получать при этом приличные деньги и не сильно надрываться, еще не иметь при этом никакого образования, тогда, конечно работы нет :-) Знаете, это целая отдельная тема.

Хорошо, что вы не заметили, что Пиза грязная :-) Под грязью я понимаю и исписанные стены домов. Еще 15 лет назад (когда я там училась) такого безобразия там не было.
Отвратительно грязная в этом смысле Болонья :-( Я про нее даже пост написала в прошлом году. В ней, в историческом центре города, просто НИ ОДНОГО здания нет не изпахабленного граффити %-(

В Неаполе мы были один раз и всего один день, проездом. Так что у меня впечатлений совсем мало. Успели только подняться на Везувий и походить немного по центру города. Думаю, стоит не надевать на себя украшения и часы. С камерой будьте на чеку. Но сильно тоже не напрягайтесь, а то уж слишком стрессовым получится путешествие. Почитайте просто куда по вечерам, а может и днем, особо ходить не стоит.

Edited at 2015-03-30 01:05 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 01:23 pm (UTC)
Да, Болонья грязная, точно. А в Пизе я как-то особо грязи не заметила, в т.ч. граффити, наверняка "места знать надо". :)
С работой понятное дело. Кстати, не могла никогда понять, с какого перепугу итальянцы жалуются, хотя сами полдня не работают. Сиеста эта пресловутая. Сколько ни езжу в Италию, привыкнуть к этому идиотизму не могу. Я еще понимаю, если жаркое лето, солнце, а нужно в поле работать. Так нет же, сиеста в городах с кондиционерами, в офисах.
К сожалению, соблюдать правила безопасности именно в случае Неаполя недостаточно. Ладно, съезжу, посмотрим. Надеюсь только на то, что мне повезет. И никто на меня не набросится среди бела дня.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-30 01:33 pm (UTC)
Ага, в Пизе места надо знать (в общем , они всем известны, достаточно шаг влево сделать с центрально улицы)

почему же недостаточно? :-) Что Вам такого страшного понарассказывали про Неаполь ? :-)

Edited at 2015-03-30 01:35 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-30 01:37 pm (UTC)
пардон за ошибку в предыдущих комментариях : испохабленного :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-30 01:42 pm (UTC)
Ой, ну вот пару лет назад якобы была громкая история, ее даже по национальному телевидению обсуждали. Приплыл большой теплоход, туристы вышли на берег Неаполя, в т.ч. пожилая пара, пару сотен метров прошли, и на них набросился молодой человек, попытался содрать дорогие часы с руки пенсионера (а так у них ничего не висело на плечах), тот упал, ударился головой, а через несколько дней умер в больнице! Ну вот как тут быть? Можно носить вещи аккуратно, быть внимательным и осторожным, но что делать, если на тебя накинется грабитель? Это я боюсь. И даже не столько того, что он что-то отберет, я же сопротивляться буду! Хотя обычно они быстро убегают и прячутся. Вон недавно у моей подруги из рук вырвали айпэд, когда она спокойно по Риму шла в толпе туристов, смотря в Гугл-карту. Оба упали, а тот в капюшоне был, быстро смылся. Ее окружили сразу, конечно, полиция, но она лица нападавшего не видела из-за капюшона. Ну и всё, пропал планшет. А главное даже не его жалко, унизительно все это и обидно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-31 09:30 am (UTC)
Неприятные истории. Потому и говорю, что не надевайте серьги и часы, чтобы не привлекать этим внимание. Про не хождение по определенным улицам - это на полном серьезе. Об этом мне говорили сами итальянцы. Вечером в темноте не бродите (на всякий пожарный).
С камерой в руках уже ничего не поделать. Вы же, как я понимаю, и из-за съемки туда едете. Ну, не знаю, повесить ее на шею, или на руку купить что-то вроде браслета и пристегнуть камеру к руке. Либо не брать большую, а взять что-то типо Лейки. Все равно все эти вопросы продумывать надо и соблюдать элементарную осторожность. Не ходить про тротуару близко к дороге с сумкой через плечо, чтобы на мотороллере на ходу эту сумку с Вас не сорвали.

Понимаете, я думаю, что зная все эти вещи, можно все же соблюдать осторожность (но не фанатичную) и главное не думать о плохом и не бояться. А иначе, зачем туда вообще ехать :-) Если все видится в черном свете и ужасе, то единственный выход обходить Неаполь стороной :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-31 09:47 am (UTC)
Ну я так и собиралась делать, конечно, прежде чем страшные истории про нападения не услышала. :(
А насчет камеры еще проблема, что я ведь не одну только камеру ношу, у меня огромная фотосумка с объективами на плече. Иначе как бы я снимала вообще. Через плечо ее одену, естественно, но у нее ремень не металлизированный.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-31 09:58 am (UTC)
понимаю :-) но здесь уже надо выбирать: или хорошие фото и полный фото комплект, или относительное спокойствие и небольшая камера… Вам самой решать :-) Я бы не стала ходить по Неаполю с таким боекомплектом одна :-) Но это личное дело каждого.

Тогда расслабьтесь и доверьтесь судьбе ;-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-31 10:00 am (UTC)
Буду надеяться на удачу. Но все равно переживаю, так уж я устроена :) Спасибо за поддержку!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-31 10:11 am (UTC)
понятно :-) попереживать тоже можно, для порядку ;-) что за жизнь без переживаний ;-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: serezhik_18
2015-05-11 06:06 am (UTC)
Я тоже заметил некоторый уход в холод по балансу белого. Но, мне кажется, здесь это решение очень подходит.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-31 10:51 am (UTC)
похоже не так страшен черт, как его малюют :-) мой неаполитанский друг (тоже фотограф) говорит, что меры безопасности в Неаполе такие же как и в Москве (хи, в Москве он не был, но видимо надо понимать, что не все так страшно как представляется о Неаполе) .. удобная одежда и обувь без шпильки, без украшений и вперед.. только вот почему-то на счет фотоаппарата повешенного на шею он заметил, что так ходить не надо "как спящая красавица" :-) Видимо надо представить эту картинку так: идет дамочка с фотоаппаратом на шее и ворон ловит :-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-31 11:07 am (UTC)
Я вот не пойму. Куда еще вешать фотокамеру, как не на шею? С плеча сорвать могут. А на тех, кто держит камеру в руке, а при этом ремень болтается, мне всегда страшно смотреть. Это уж совсем без башни надо быть. Ну или богатым человеком. Первое, чему я научилась - это накручивать ремень на руку, если держишь камеру в руке.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amoit
2015-03-31 11:16 am (UTC)
вот и я так же ношу большие камеры (накрутив ремень на руку и как следует ее держу.. но это само собой получается потому что все они достаточно тяжелые).. я думаю, что он имел ввиду людей, которые камеры как бусы на шею вешают :-) На плече, точно не стоит носить. В руке тоже можно держать, если руки крепкие и хорошая реакция :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aramis7
2015-03-31 01:32 pm (UTC)
красиво)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2015-03-31 01:34 pm (UTC)
Спасибо.
(Иногда мне кажется, что Вы бот ;))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: serezhik_18
2015-05-11 06:02 am (UTC)
Потрясающе! Поражает с какой любовью все это восстановлено... И освещение - как будто специально для тебя.
(Reply) (Thread)