?

Log in

No account? Create an account
Злое - Примечания о несбывшемся [entries|archive|friends|userinfo]
Miranda

[ website | mirandalina.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Злое [Jun. 15th, 2005|09:56 pm]
Miranda
[Tags|]

Ненавижу мужской православный шовинизм.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: io_canto
2005-06-16 09:29 am (UTC)
А я ненавижу всякий православный шовинизм. Да и вообще шовинизм, но православный особенно: противно видеть самоуверенные рожи, просвечивающие сквозь личину смирения. Противно также слышать их эксклюзивистские высказывания: "Мы лучше всех! Все, что исповедывают остальные, есть недорелигия или вообще сплошная ересь". Знаю, что православие к этому не сводится. Но уж больно много таких вещей встречаешь, хотя часто в несколько более безобидном виде.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2005-06-16 12:18 pm (UTC)
Не все так просто. Да, есть такое уродливое явление. Но оно чаще всего обусловливается зашоренностью неофитского сознания. Из таких прецедентов не следует делать вывод о ложности истин Православия.
Но встречаются более серьезные вещи, проистекающие из ложного смирения. Когда человек привыкает к православному образу жизни (привычка - очень сильный фактор), к тому, что его поддерживает благодать, когда большинство его друзей из той же православной среды, и начинает считать такое положение естественным. А всех светских и тех людей, которые менее благочестивы, чем принято в его окружении, осуждает. Осуждает не сознательно (это ведь грех, который фиксируется ментально), а подсознательно. Допустим, в виде жалости, в виде снисходительного отношения и проч.
Дело в том, что многие православные как вышли из мирской среды, так туда больше и не возвращались. И забыли, насколько притягателен светский образ жизни. Поэтому не могут понять, как трудно прийти в Церковь светским людям. Им самим-то на начальной стадии воцерковления поддерживала благодать, но они воспринимают это как должное (опять же, бессознательно). Упускают из виду также то, что светский человек может быть перед Богом оправдан более, чем они сами, имеющие все средства ко спасению (как в притче о фарисее и мытаре).
Но мужской православный шивинизм - это вдвойне уродливый феномен. Наш мужчинка (по-другому не скажешь, ибо в современном мире все больше мужчинки попадаются, а Мужчины - это вид вымирающий), попав в мир Православия, расправляет крылышки: о, как же! Православие же говорит о том, что он - глава семьи, он - руководитель, он - сильный, он может делать то, что женщине запрещено! "Женщина в церкви да молчит!" - этот апостольский завет распространяется не только на область церковного культа, но и на всю сферу жизни. Самый популярный аргумент: Ева же первая нарушила заповедь, следовательно (здесь делается головокружительный логический кульбит), она ущербна! Она более подвержена греху, в женской природе есть червоточина, откуда распространяется зло, ей нельзя давать волю, ее нужно держать в ежовых рукавицах! И т.д. и т.п. В мире царствующей эмансипации такой уголок патриархальности (понятой ложно, так как здравомыслящая женщина признает, что у нее и мужчины разные функции и роли) - это же рай для нашего мужчинки, который в обычной светской жизни слишком часто женщине проигрывает! Горе той Женщине, которой достался такой недалекий муж. Если она достаточно умна, у нее есть шанс использовать такое отношение во благо (для собственного смирения), постепенно даже можно пообтесать мужчинку на свой лад, но это большой крест, и его очень трудно нести при том отношении, которое преобладает в церковной среде.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: io_canto
2005-06-19 09:27 am (UTC)
Согласен насчет мужского шовинизма. Это явление безнадежно устарело, так как положение женщины в нашем обществе сильно отличается от ее положения, скажем, две тысячи лет назад и даже пару сотен. Но оно, увы, вновь и вновь воскресает в православии.
Я не делаю выводов о ложности православной веры, но лишь говорю, что современное православие далеко от совершенства. Но если ты хорошо разбираешься в богословии, то ты и не будешь считать, что, скажем, РПЦ во всех своих проявлениях полностью тождественна истиинной Церкви, и потому не будешь так рьяно защищать первую, как это делают многие, мысля о ней как о практически идеальной.
Не могу согласиться с тем, что православие не эксклюзивно. Оно таково, и таким его делают отнюдь не только неофиты, но и официальное богословие. Понимаешь, о чем я? Я знаю очень много священников и "профессиональных богословов" считающих, что их вера САМАЯ истинная, а другие ошибочны (если не еретичны) в той или иной степени. Это преподается и семинариях (где и формируются теологически большинство священнослужителей),возьми Козлова, провозглашается даже самыми просвещенными православными авторами (Осипов, Дворкин, Кураев). Это - постулат, без признания которого твое богословствование попадет в немилость, не будет считаться "истинно православным". Это факт. Даже достаточно либеральный Кураев, который, вроде, не так плохо относится к христианам разных традиционных конфессий (чего не скажешь о его отношении к другим религиям), и тот считает православие единственно совершенной верой. Понятно, что эксклюзивизм характерен для христианства как такового, но, как видим, он встречается и в рамках отдельно взятой конфессии.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2005-06-22 09:10 pm (UTC)
>положение женщины в нашем обществе сильно отличается от ее положения, скажем, две тысячи лет назад и даже пару сотен

Отличается положение, но не предназначение.

>Но оно, увы, вновь и вновь воскресает в православии.

Скорее в умах некоторых православных.

По поводу Церкви: необходимо различать понятия Церкви как Тела Христова и церкви как института. У РПЦ как организации могут быть недостатки, но, по моему мнению, все-таки Православная Церковь воплощает Церковь Христову в наиболее полной мере. Но это не значит, что "остальные не спасутся". Такие заявления не являются догматом. Да, Православная Церковь учит, что в ее ограде люди могут обрести спасение. А остальное - дело Божие, не наше. Спасутся ли католики (настаивающие на том, что все католические догматы - непреложная истина), протестанты, инославные, агностики, даже атеисты (атеисты разные бывают) - это Православие оставляет на суд Божий. В конечном итоге ведь каждый человек остается со своим Творцом один на один, и только Отец Небесный знает глубины души человеческой, может соотнести испытания, выпавшие на долю человека, с экзистенциальным решением, сделанным в результате.
А "неплохо относиться" нужно не только к христианам других конфессий, но вообще ко всем людям без исключения. :) Христос завещал не просто терпеть ближних с их немощами, но брать эти немощи на себя и любить даже врагов...
(Reply) (Parent) (Thread)