?

Log in

No account? Create an account
Формы обращения к духовенству - Примечания о несбывшемся [entries|archive|friends|userinfo]
Miranda

[ website | mirandalina.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Формы обращения к духовенству [Dec. 29th, 2008|02:55 pm]
Miranda
[Tags|]

Часто сталкиваюсь с тем, что светские невоцерковленные люди не знают правил официального обращения к православному духовенству. Пользуясь брошюрой иером. Аристарха (Лоханова) "Что надо знать о православном церковном этикете («Новая книга», «Ковчег», 1999), я составила следующую памятку:

белое

духовенство

(приходское)

степень

священства

черное духовенство

(монашествующее)

официальное

обращение

I.

диакон;

протодиакон

(старший диакон, как правило, в соборе)



диакон

иеродиакон;

архидиакон

(старший диакон, в монастыре)






Ваше Преподобие

(в 3 лице – Его Преподобие)

II.

иерей[1] (или священник, или пресвитер);




священник

иеромонах;

протоиерей

(старший священник)

игумен;

архимандрит[2]

Ваше Высокопреподобие

(в 3 лице – Его Высокопреподобие)

III.






епископ

епископ;

Ваше Преосвященство,

Преосвященнейший Владыко

(в 3 лице – Его Преосвященство, Владыка)

архиепископ;

митрополит;

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко

(в 3 лице - Его Высокопреосвященство)

Патриарх

Ваше Святейшество; Святейший Владыко

(в 3 лице – Его Святейшество)



[1] Крайне редко употребляется бытовавшее ранее обращение к иерею "Ваше Благословение", а к протоиерею – "Ваше Высокоблагословение".

[2] Иерархически сану архимандрита в черном духовенстве соответствуют в белом духовенстве митрофорный протоиерей и протопресвитер (старший священник в кафедральном соборе).


При официальном письменном обращении к иерею или протоиерею придерживаются следующей формы.
В правом верхнем углу листа пишут, соблюдая строчность:

Его (Высоко-)Преподобию
(прото-)иерею (имя),
(должность) храма (подворья)
(название)

При официальном письменном обращении к игумену или архимандриту:

Его Высокопреподобию
игумену (архимандриту) (имя)
настоятелю храма (монастыря*)
(название)

При официальном письменном обращении к епископу:

Его Преосвященству
Преосвященнейшему (имя),
Епископу (название епархии)

При обращении к архиепископу или митрополиту:

Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященнейшему (имя),
архиепископу (митрополиту), (название епархии)

При обращении к Патриарху:

Его Святейшеству
Святейшему Патриарху (Московскому и всея Руси)
(имя)
*Если монастырь ставропигиальный (т.е. подчиненный непосредственно Патриарху), тогда – «наместнику».
LinkReply

Comments:
From: novikova_sent
2008-12-29 12:04 pm (UTC)
Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2008-12-29 12:08 pm (UTC)
А тебе эта инфа разве может пригодиться? :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: novikova_sent
2008-12-29 12:11 pm (UTC)
Конечно. Начнешь рассказ из жизни писать. Боишься, что ляпнешь что-нибудь не так. Поэтому каждое слово проверяешь. А тут все четко и по полочкам.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2008-12-29 12:15 pm (UTC)
Выходит, я тебе сюжетец подкинула? :) До сих пор я в твоих рассказах лиц духовного звания не встречала. ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: novikova_sent
2008-12-29 12:16 pm (UTC)
Не, это не сюжетец. Просто есть один замысел - там дело в начале 20 века. И герой один весьма религиозен. Поэтому нужно быть в теме.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2008-12-29 12:28 pm (UTC)
Ааа... При обыкновенной встрече есть еще обращения, имей в виду.
К диакону и священнику - "отец" (но не "святой отец"!!!) или (если знакомство очень близкое) "батюшка" + имя - в полной православной форме (не Дмитрий, а Димитрий, не Юрий, а Георгий и т.д.
К епископу - "Владыко" (звательный падеж), к Патриарху - "Святейший Владыко".

Кстати, обращаться к священнику по имени-отчеству (как это у нас любят делать представители интеллигенции) - это вообще-то чуть ли не оскорбление, по крайней мере, показатель невежества. И если священник позволяет так себя величать, то это признак его смирения.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: novikova_sent
2008-12-29 05:14 pm (UTC)
Спасибо за дополнение! Мне это тоже пригодится. :))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sasha_p
2008-12-29 12:22 pm (UTC)
Спасибо большое!! Очень ценный материал, давно хотел такую справку где-нибудь найти :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2008-12-29 12:28 pm (UTC)
На здоровье! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hule_199
2008-12-29 01:46 pm (UTC)
In the army now ;)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2008-12-29 01:50 pm (UTC)
В смысле?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2008-12-29 01:51 pm (UTC)
А, ну да, есть такое. :))) Аналогия вполне приемлемая, кстати.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hule_199
2008-12-29 01:58 pm (UTC)
плохая аналогия... имхо.
армия и духовность далеко рядом стояло... меня прибило "степень священности"...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2008-12-29 02:01 pm (UTC)
Аналогия здесь между армией и церковной иерархией, а не с духовностью/духом.
Степени священства, а не священности/святости.
Разные вещи, однако.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hule_199
2008-12-29 02:09 pm (UTC)
нет... написано, как единство. в твоей таблице.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hule_199
2008-12-29 02:11 pm (UTC)
да, собственно мне все равно. так, заметки на полях. не обращай внимания.
С НОВЫМ ГОДОМ! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2008-12-29 02:16 pm (UTC)
В таблице "священство". Понятие такое. В христианстве существуют три степени священства: диакон, священник, епископ, так заведено еще со времен апостолов... Я так и не поняла, к чему ты придрался. :))
Тебя тоже с наступающим, Юра! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hule_199
2008-12-29 02:27 pm (UTC)
да не придрался :) просто резануло ... контора однако ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2008-12-29 02:40 pm (UTC)
Такое впечатление возникает из-за тотальной дебил демократизации нашего современного общества. В предыдущие века и в миру существовали различные виды обращения на письме - согласно титулу, званию и положению человека. Да и сейчас есть правила, только их мало кто знает и умеет применять. Известный историк моды Александр Васильев, например, рассказывал, что в Европе, если ты пишешь, допустим, графине, необходимо 1) уметь правильно обратиться (ну и стиль письма в целом должен быть соответствующим), 2) сделать это, использую не простую, а гербовую бумагу, 3) в конце поставить свою печать в виде своего герба или вензеля. Иначе твое письмо даже не распечатают, а просто выбросят. Ну или, допустим, официальные документы (Президенту, в СовФед, Думу и проч.) - они тоже оформляются очень тщательно и со строгим соблюдением формы.
А церковь - самая консервативная в этом смысле "организация".
И я же веду речь об официальных обращениях. В жизни-то, как я уже выше говорила, обращение простые.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hule_199
2008-12-29 07:55 pm (UTC)
да... только демократизация тут ни при чем. предыдущие века от нынешних отличало еще то, что грамотой тогда владели едвали 10% населения...тоесть сам факт умения написать письмо свидетельствовал, как минимум, о неординарности или принадлежности к элите... ну вроде как щас иметь кайену;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sirin_from_shrm
2009-02-17 11:45 pm (UTC)
Можно вопрос? Скажите, пожалуйста, в чем принципиальная разница между часовней и храмом? Вопрос возник в связи с вот этим вот постом: http://sirin-from-shrm.livejournal.com/147426.html

То есть, как я поняла, в часовне нет алтаря. А наличие алтаря - обязательное условие для служения литургии?

В часовне служат "часы"? Только часы или еще что-то?

Если можно, прокомментируйте, пожалуйста!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mirandalina
2009-02-18 10:05 am (UTC)
Да, Вы правильно понимаете. В часовне нет алтаря, там не служат Литургию, а только молебны (о здравии), панихиды (о упокоении) проводят. Существует такая практика. Начинают строить храм. А дело это не быстрое. До или во время строительства храма быстренько сооружают часовенку, часто - деревянную, где и молятся (в том числе о благополучном завершении строительства храма), пока церковь достраивается. Затем часовню оставляют для редких богослужений (а могут и убрать). Например, так сделали во время строительства нового Храма Христа Спасителя. До сих пор рядом с ним располагается деревянная часовня во имя иконы Державной Божией Матери.
(Reply) (Parent) (Thread)