?

Log in

No account? Create an account
Хрустальное путешествие - Примечания о несбывшемся [entries|archive|friends|userinfo]
Miranda

[ website | mirandalina.ru ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Хрустальное путешествие [Apr. 13th, 2007|05:41 pm]
Miranda
[Tags|, ]

21 марта (в среду) я ездила на экскурсию в город Гусь-Хрустальный, где находится знаменитый завод стекла и хрусталя. Этот завод, по слухам, должны вот-вот закрыть, и такая экскурсия была для меня последней возможностью вживую увидеть, "как выдувают стекло". Нас обещали повести на сам завод в цеха и показать процесс изготовления изделий. Особенно надеялась я, конечно, что можно будет фотографировать. Специально заранее уточняла вопрос о возможности съемки у тех людей, кто устраивал поездку. Меня заверили, что фотографировать можно. Наш автобус выехал из Москвы в 8 утра, но на месте мы оказались почему-то позже, чем рассчитывали - на заводе как раз заканчивалась первая смена. Тут оказалось, что снимать внутри нельзя - мол, производственный процесс, секреты и т.д. Я расстроилась: завод и так на ладан дышит, какие на фиг секреты, я и ехала-то в главным образом для того, чтобы поснимать процесс выдувки стекла, а тут...
Когда нас провели на территорию завода, стало очевидно, что слухи, может, несколько и преувеличены, но не намного: корпуса завода снаружи обшарпанные, некоторые стекла выбиты, а то, что внутри, вообще привело меня в содрогание. Начнем с того, что нет абсолютно никакого соблюдения правил безопасности не только для посетителей, но и для самих рабочих. Для них не предусмотрены даже элементарные респираторы, спецодежда и беруши (в цехах стоит грохот, запах тоже не из приятных). Оборудование такое старое, что того и гляди обрушится на головы людей. Рабочие ходят прямо среди посетителей (мы постоянно кому-то мешались). А сам процесс так называемой "выдувки" хрусталя практически не изменился с XIX века.
Нам показали, как делается хрустальная ваза для фруктов. В центре цеха находятся большие печи, где постоянно "варится" бесцветный хрусталь (поэтому свою работу завод не прекращает, если не ошибаюсь, ни на минуту). Рабочий берет длинную полую металлическую трубку, один ее конец он опускает в печное отверстие и как бы "наматывает" на нее ярко светящийся раскаленный хрусталь. Затем он же покачивает этой металлической трубкой на весу сверху вниз, а потом горизонтально (катая трубку, опертую на подставку, словно скалку), чтобы воздух, нагнетаемый таким образом в трубке, попал в хрусталь и образовал в нем полость. (Если изделие небольшое, то, наверное, для этой цели используются специальные резиновые груши, а то и лёгкие самого мастера). Затем хрустальный раскаленный шар опускают в тяжеленную (из чугуна, что ли?) форму. Этот шар - будущая "миска", к которой нужно еще сделать "ножку". Ножка делается одновременно в другой форме, а потом обе части прикрепляются друг к другу, отцепляются от трубки и почти готовая ваза кладется на конвейер, где постепенно (за три часа) остывает. Изначальная температура хрусталя в печи - 1400° С, на входе в конвейер - 1300°, а на выходе - 40-50°, то есть изделие уже можно брать в руки. В обрезном цеху верхняя часть "шара" срезается, для чего вазу с предварительной насечкой ставят на крутящуюся подставку, ваза вращается, и под действием пламени газовой горелки у нее отпадает верхняя "крышка". Мастерицы проверочного цеха осматривают вазу, нет ли в ней изъянов.
Еще нам показывали алмазный цех, где на некоторые изделия наносится рисунок (по линиям, нарисованным белой глиной). Декорирование тоже делается вручную и "на глазок". И здесь для мастериц нет никаких дополнительных средств защит, разве что они иногда надевают по собственному желанию респиратор, а ведь они работают с мельчайшей хрустальной крошкой! После обработки изделия на алмазном станке изделие становится матовым. Если в рисунке требуются гладкие грани, то изделие отправляют в специальный цех химической полировки, который находится в другом корпусе. Туда экскурсии не водят, так как мастера там работают с серной и плавиковой кислотой. Изделие опускается в ванну наподобие "стиральной машины", где оно плавает в кислоте, которая и полирует поверхность. Экскурсовод сказала нам, что в этом химическом цеху мастера ходят в специальных защитных костюмах. Надеюсь, что это правда. Далее изделие моют чистой проточной водой, если требуется, наносят матовые грани. В основном все производство ручное, но этим только гордятся.
Отдельного упоминания заслуживает размер зарплат трудящихся на заводе. В среднем он составляет... 2-3 тысячи рублей. Причем эта жалкая сумма не выплачивалась месяцами. Неудивительно, что за последние годы количество рабочих сократилось с 5 тысяч до нескольких сотен, а то и еще меньше. Многие хорошие мастера нашли себе работу в соседней области.
На заводе есть свой небольшой музей, где собраны экземпляры лучших изделий завода за долгое время. Когда делались подарки высшему руководству Союза, то требовали уничтожить эскизы, чтобы экземпляры были уникальными (спасибо, хоть мастеров не требовали истребить!). Завод выпросил разрешение делать копию и оставлять ее у себя, так и организовался музей. В музее снимать уже было можно, чем я и воспользовалась. Надо сказать, что без отдельной вспышки мне в поездке делать было бы нечего, как здорово, что я ее незадолго до этого наконец купила! В помещении заводского музея освещения не хватало, да и в музее хрусталя Мальцовых, куда мы затем направились, вспышка мне очень пригодилась.


В Гусь-Хрустальном есть магазин, где можно приобрести изделия завода. Цены там, надо сказать, чуть ли не московские. Конечно, магазин называется "Хрустальный салон", в городе вообще всё "хрустальное": кафе - более чем посредственное, что по нынешним временам в провинциальном городе - редкость - тоже "Хрустальное". А сами хрустальные артефакты - сплошной совдеповский стиль, все эти бесконечные вазы, сервизы, статуэтки собачек, жар-птиц, львов и проч. Я только диву даюсь, зачем состоятельный москвич все это барахло приобретает, ведь оно не вписывается в современный хайтековский интерьер! Завод в упадке, поэтому качество изделий низкое. В городе есть еще рынок, где весь этот хлам стоит дешевле. С завода, естественно, рабочие выносят на продажу всё, что можно вынести. Наверняка им и зарплату иногда выдают "натурой". За нашим автобусом по городу ездила "Ока", с которой отец и сын торговали стеклянными и хрустальными предметами. В преддверии Пасхи я купила только пару прозрачных яиц (в подарок подруге и себе на память), внутри которых - словно вихрь из разноцветного стекла и шариков из воздуха.

Я бы разочаровалась в экскурсии, если бы не последний пункт программы - Музей хрусталя им. Мальцовых, который расположен в бывшем соборе вмч. Георгия Победоносца. Собор был возведен в "русском стиле" в 1892-1903 гг. в форме базилики, его архитектор - Леонтий Николаевич Бенуа, брат Александра Бенуа, а авторство внутренних росписей принадлежит Васнецову. Сейчас в соборе музей, купола отсутствуют, но за состоянием здания следят. Из росписей сохранилась мозаика (по эскизам Васнецова ее делал известный мастер мозаики В.А. Фролов) в апсиде ("О Тебе радуется, Благодатная"), а на противоположной стене располагается большое полотно Васнецова (7 x 7 метров), как это и принято, изображающее Страшный Суд.


В советские годы в соборе находился "дворец труда", кинотеатр, музыкальная школа и библиотека, естественно, для этих целей было сделано перекрытие, разделившее объем храма на два этажа. Фотографии на стенде свидетельствуют о том, в какой разрухе был собор, когда его решили восстановить для организации в нем музея. Из-за специфики организации храмового пространства музей, конечно, сильно выигрывает: много света, очень высокий внутренний объем, на фоне выбеленных стен выгодно смотрятся черные колонны боковых нефов. Колонны сделаны из редкого камня - лабрадорита.

Экспозиция хрустальных предметов располагается в центре на подиуме с подсветкой, а также по периметру на витринах у стен. В "алтаре" установлена необычная композиция из хрусталя на металлических опорах. Называется это произведение "Гимн стеклу", а весит, несмотря на свою воздушность, целых 3 тонны.

В "алтарях" приделов воспроизведены столовая и гостиная комнаты сер. XIX и нач. XX вв. соответственно. Можно сразу заметить различия в обстановке: гостиная темнее и в ней царствует модерн.
Экскурсовод в музее довольно толковая, свой заученный рассказ сопровождала замечаниями на злобу дня.
Очень печально, что завод в таком запустении. А ведь могли бы наладить выпуск современных актуальных вещей из хрусталя и стекла, тех же светильников, посуды, сувениров, украшений, да и вообще, сейчас из стекла чего только ни делают (от медицинских пробирок до мебели)!
Хрустальные экспонаты Музея Мальцовых см. в следующем посте.

LinkReply